Сегодня:
--> Конституция Российской Федерации (извлечение)

--> Закон Российской Федерации О средствах массовой информации

--> Закон о государственной тайне
    (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)


--> Пакт о жанрах и журналистских стандартах

--> Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)

--> Что такое волонтерство

--> Парламентская Ассамблея Совета Европы
Сорок четвертая очередная сессия
РЕЗОЛЮЦИЯ 1003 (1993) по журналистской этике


--> Закон Российской Федерации
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(извлечения)



























       Информация к размышлению

     Конституция Российской Федерации (извлечение)

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


    Закон Российской Федерации О средствах массовой информации*
    (с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня,
    19 июля и 27 декабря 1995 г.)**


Статья 1. Свобода массовой информации В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. (В ред. Федерального закона РФ от 19 июля 1995 г. №114//Собрание законодательства РФ, 1995, №30, ст.2870).

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:
  • осуществления цензуры;

  • вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

  • незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

  • нарушения права редакции на запрос и получение информации;

  • незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

  • принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

  • установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

  • нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


    ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
    (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Вводится в действие постановлением ВС РФ от 21.07.93 N 5486-1 21 июля 1993 года N 5485-1

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
(в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.


    Пакт о жанрах и журналистских стандартах

Главные редакторы региональных газет, Большое жюри Союза журналистов России, Фонд защиты гласности и Гильдия судебных репортеров выражают свою обеспокоенность растущим вовлечением средств массовой информации в процессы коррупции на фоне криминализации российской экономической и политической системы. Коррумпированная пресса искажает информационную картину страны для граждан России: читателей, зрителей, налогоплательщиков, вкладчиков, покупателей, избирателей и o.a. По демократии наносится удар со стороны СМИ, так как выборы и иные демократические процедуры в условиях неточной или заведомо искаженной информации не могут быть представлены как признаки открытого демократического общества.

Мы констатируем, что ситуация с коррумпированностью СМИ может более или менее радикально измениться лишь в том случае, если средства массовой информации в центре и на местах обретут финансовую независимость. В этом смысле наше положение зависит от экономических процессов в стране, в том числе и в первую очередь от появления внутреннего рекламодателя. Оставаясь реалистами в политике, мы также не можем говорить о полной независимости СМИ от политических процессов в России и ее регионах.

Уважая свою профессию, мы признаем нормы цеховой журналистской этики, но вынуждены с огорчением констатировать, что в нынешних условиях они не служат гарантией против вовлечения СМИ и отдельных журналистов в информационные войны, публикацию одностороннего "компромата" и против так называемой заказной журналистики. Понимая вместе с тем, что развитие этих явлений создает угрозу самому существованию независимых СМИ и журналистской профессии в России, мы обязуемся стремиться к соблюдению в наших изданиях определенных журналистских стандартов, которые должны быть понятны в том числе и потребителям массовой информации.

1) Информационное сообщение о конкретном событии может основываться на личном участии или информации отдельного журналиста.

2) Сообщение об отдельном факте, если журналист не был его свидетелем, не может основываться на "источнике, пожелавшем остаться неизвестным". Такая информация допускается в более широком контексте статьи, если она в целом основывается на иных убедительных доказательствах.

3) Любое интервью, в том числе как фрагмент более широкого текста, должно быть согласовано с давшим его лицом.

4) Публикации в жанре (или под рубрикой) журналистского расследования не могут основываться на единственном источнике информации.

5) При работе в острых критических жанрах точка зрения "второй стороны" должна быть представлена обязательно.

6) Политики, бизнесмены и другие публичные лица, которые становятся объектом критики, должны ставиться в известность о подготовке публикации, как правило, заранее, если это не ставит под непосредственную угрозу сам выход публикации в свет.

    Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)

В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.

Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.

Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:

1. Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

2. В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить ее руководству своего СМИ.

3. Журналисты должны иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и профессиональную принадлежность.

4. Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного Штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.

5. Исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:

- брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта кроме как по просьбе или с санкции Оперативного Штаба;

- предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным Штабом;

- самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного Штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

- брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым;

- предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие - либо действия для получения удачных видео - или фотокадров;

- оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.

6. СМИ должны:

- помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

- избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;

- быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

- избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;

- быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;

- отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;

- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.

7. Освещая теракты и антитеррористические операции нужно также:

- помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;

- помнить, что сообщение в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает критическую ситуацию;

- учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой - либо конкретной религией, расой или национальностью;

- понимать, что информационные сообщения не должны содержать сведений, которые могли бы способствовать усилению позиций террористов, например, выступления в поддержку их требований. Подобные жесткие требования могут распространятся исключительно на ситуации, связанные с непосредственной угрозой для жизни людей, и не могут распространятся на события политической, экономической или социальной борьбы, укладывающейся в рамки Конституции.

8. СМИ могут сообщать своей аудитории, что часть информации закрыта Оперативным Штабом на время проведения контртеррористической операции по соображениям безопасности для сохранения жизни людей.

* Исключение из данных правил возможны только во имя сохранения жизни людей по согласованию с Оперативным Штабом.
            Принято Индустриальным комитетом СМИ 8 апреля 2003 года


    ЧТО ТАКОЕ ВОЛОТЕРСТВО?

Волонтерство понимается разными людьми по-разному. Тем не менее, несмотря на широкое разнообразие понимания, можно выявить некоторые основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
  • Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
  • Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
  • Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
  • Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
  • Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
  • Организованное волонтерство, с другой стороны, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
  • Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Существует несколько различных видов волонтерства:
  • Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
  • Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
  • Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития. (Пример - Изентаев, на общественных началах возглавляет Комитет Жокаргы Кенеса РК по общественным объединениям и местному самоуправлению.)
  • Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:
  • Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
  • Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством.
    (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.)

Дополнительная информация - на сайтах
http://www.iyv2001.org
http://volunteers.freenet.uz/who.htm


    Парламентская Ассамблея Совета Европы
    Сорок четвертая очередная сессия


РЕЗОЛЮЦИЯ 1003 (1993) по журналистской этике


Ассамблея утверждает следующие этические принципы журналистики и надеется, что они будут применяться профессионалами в этой сфере по всей Европе.

Новости и мнения

1. Помимо законных прав и обязанностей, отраженных в соответствующих правовых нормах, СМИ несут этическую ответственность перед гражданами и обществом, которая заслуживает особого внимания в настоящее время, когда информация и связь играют первостепенную роль в формировании личных позиций граждан и в развитии общества и демократии.

2. Профессия журналиста предполагает права и обязанности, свободы и ответственность.

3. Основным принципом любых этических рассуждений, касающихся журналистики, является четкое разграничение между новостями и мнениями, что делает невозможным их смешение. Новости - это информация о фактах и событиях, в то время как мнения - это мысли, идеи, представления или ценностные суждения части информационных компаний, издателей или журналистов.

4. Информационное вещание должно быть основано на достоверности, подтвержденной соответствующими средствами проверки и доказательствами, его представление, описание и изложение должно быть беспристрастно. Слухи не должны смешиваться с новостями. Заголовки и сводки новостей должны как можно точнее отражать суть представляемых событий и фактов.

5. Высказываемые мнения могут содержать мысли или комментарии, касающиеся основных идей, или замечания относительно новостей, имеющих отношение к происходящим событиям. Хотя мнения неизбежно бывают субъективными, и поэтому не могут и не должны проверяться на предмет их достоверности, мы тем не менее должны сделать все для того, чтобы они высказывались честно и в соответствующей этической форме.

6. Мнения, высказанные в форме комментариев о событиях или действиях, касающихся отдельных лиц или организаций, не должны быть направлены на отрицание или сокрытие действительных фактов и событий.

Право на информацию как основополагающее право человека - издатели, владельцы и журналисты

7. Работа СМИ - один из видов "посредничества", предоставляющий информационные услуги, и права, которыми они обладают в связи со свободой информации, зависят от их получателей, то есть от граждан.

8. Право на информацию является фундаментальным правом, которому уделяется большое внимание в прецедентном праве Европейской Комиссии и Суда по правам человека в связи со статьей 10 европейской Конвенции по правам человека и которое признано статьей 9 Европейской Конвенции по трансграничному телевидению, а также и всеми демократическими конституциями. Субъектом этого права является гражданин, который в этой связи имеет также право требовать, чтобы информация, предоставляемая журналистами, была достоверной в том, что касается новостей, и честной в том, что касается мнений, без постороннего вмешательства как со стороны властей, так и частного сектора.

9. Власти не должны считать себя собственниками информации. Представительность их полномочий создает правовую базу для усилий по обеспечению и расширению плюрализма в СМИ, созданию необходимых условий для осуществления свободы самовыражения и права на получение информации и устранение цензуры. Более того, Комитету министров известно об этом, как свидетельствует его Декларация о свободе самовыражения и информации, принятая 29 апреля 1982 года.

10. Имея дело с журналистикой, необходимо помнить, что она тесно связана со СМИ, представляющими собой часть корпоративной структуры, внутри которой необходимо проводить различия между издателями, владельцами и журналистами. В этой связи, наряду с защитой свободы СМИ, свобода внутри СМИ также нуждается в охране, необходимо также предотвращать давление со стороны.

11. Информационные организации должны рассматривать себя как особые социально-экономические органы, чьи предпринимательские цели должны ограничиваться созданием условий для предоставления доступа к фундаментальным правам.

12. Информационные организации должны быть прозрачны в вопросах собственности и управления СМИ, давая гражданам возможность получить ясное представление о владельцах СМИ и масштабах их экономических интересов.

13. Внутри информационных организаций издатели и журналисты должны сосуществовать, помня о том, что законное уважение идеологической ориентации издателей и владельцев должно быть ограничено абсолютными требованиями достоверности информационных сообщений и соблюдения этических норм. Это очень важно, если мы намерены уважать фундаментальное право граждан на получение информации.

14. Эти требования состоят в том, что мы должны укреплять гарантии свободы самовыражения журналистов, поскольку они в последней инстанции должны выступать в качестве главных источников информации. В этой связи мы должны с точки зрения права изложить и определить суть вопросов, касающихся совести и профессиональной секретности в отношении конфиденциальных источников, приводя в соответствие национальные законоположения по этому вопросу, с тем чтобы они могли более широко применяться в демократической Европе.

15. Ни издатели и владельцы, ни журналисты не должны считать себя собственниками новостей. Информационные организации должны рассматривать информацию не как предмет потребления, но как фундаментальное право граждан. В связи с этим СМИ не должны использовать ни качество, ни содержание новостей или мнений с целью расширения читательской или зрительской аудитории для увеличения доходов от рекламы.

16. Если мы должны создать условия для того, чтобы с информацией обращались в соответствии с этическими нормами, то получателями ее следует считать отдельных людей, а не безликую массу.

Предназначение журналистики и ее деятельность с точки зрения этики

17. Как утверждается представителями журналистики в СМИ, информация и связь, усиленные новейшими технологиями, имеют определяющее значение для развития личности и общества. Для демократической жизни чрезвычайно важным является то, что всестороннее и полное развитие демократии предполагает участие граждан в общественных делах. Достаточно сказать, что такое участие будет невозможным, если граждане не смогут получать информацию об общественной жизни, которая им необходима и должна предоставляться СМИ.

18. Важность информации, особенно радио- и телевизионных новостей, для культуры и образования была изложена в Рекомендации Ассамблеи 1067. Ее влияние на общественное мнение очевидно.

19. Было бы неправильным, исходя из важности роли информации, делать вывод о том, что СМИ в действительности отражают общественное мнение или что они должны взять на себя некоторые специфические функции государственной власти или общественных институтов образовательного или культурного характера, таких, как школы.

20. Это могло бы привести к превращению СМИ в своего рода власть или антивласть ("медиакратия"), тем более если они не будут представлять граждан и подчиняться такому же демократическому контролю, как государственная власть, и не будут обладать специальными знаниями соответствующих учреждений культуры и образования.

21. Поэтому журналистике не следует искажать достоверную, беспристрастную информацию или честное мнение, а также использовать их в интересах СМИ или для формирования и обработки общественного мнения, так как ее легитимность основывается на действительном уважении фундаментального права граждан на получение информации, что является проявлением уважения к демократическим ценностям. В связи с этим действующие в рамках закона журналистские расследования ограничены правдивостью и честностью представленной в них информации и мнений и несовместимы с журналистскими кампаниями, проводимыми на основе заранее определенных позиций или особых интересов.

22. В журналистике представляемая информация и мнения должны уважать презумпцию невиновности, в особенности это касается дел, находящихся в процессе судопроизводства, и журналистам необходимо избегать высказывать свое суждение. 23. Необходимо уважать право личности на частную жизнь. Лица, занимающие видное общественное положение, имеют право на защиту своей частной жизни, за исключением тех случаев, когда их частная жизнь может отразиться на их общественной жизни. Тот факт, что человек занимает видное общественное положение, не лишает его права на уважение его частной жизни.

24. Попытка привести в соответствие право на уважение частной жизни, закрепленное в статье 8 Европейской Конвенции по правам человека, и на свободу самовыражения, изложенное в статье 10, находит документальное подтверждение в прецедентном праве Европейской Комиссии и Суда по правам человека.

25. В журналистике цель не оправдывает средства, поэтому информация должна добываться законными путями в соответствии с требованиями этики.

26. По просьбе заинтересованного лица средство массовой информации должно исправить, автоматически и незамедлительно, и сопроводить необходимой информацией любое сообщение или мнение, распространенное этим СМИ, которое является неверным или ошибочным. В национальных законодательствах должны быть предусмотрены соответствующие санкции и, где это возможно, компенсации.

27. Для приведения в соответствие применения и использования этого права государствами-членами Совета Европы мы должны выполнять Резолюцию (74) 26 о праве на ответ - Позиция частного лица в отношении публикации в прессе, принятую Комитетом министров 2 июля 1974 года, а также соответствующие положения Европейской Конвенции по трансграничному телевидению.

28. В целях обеспечения высококвалифицированной работы и независимости журналистов им должны быть гарантированы достойная оплата и соответствующие условия труда и удобства.

29. В отношениях, в которые журналисту приходится вступать с властями или различными экономическими подразделениями в процессе выполнения своих обязанностей, следует стараться избегать любого рода соглашательства, которое могло бы повлиять на независимость и беспристрастность журналистики.

30. В журналистике спорные или сенсационные темы не должны смешиваться с вопросами, по которым необходимо предоставление информации. Журналист не должен использовать свое положение с целью повышения своего престижа или личного влияния.

31. Учитывая сложность процесса предоставления информации, который все в большей мере основывается на использовании новых технологий, скорости и краткости, журналист должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Правила, регулирующие деятельность редакционных коллективов

32. В газетном бизнесе издатели, владельцы и журналисты должны работать сообща. В этой связи необходимо выработать правила для редакционных коллективов, регулирующие профессиональные отношения между журналистами и издателями и владельцами внутри СМИ, помимо обычных требований, предъявляемых к трудовым отношениям. Эти правила должны действовать при формировании редакционных коллегий.

Конфликтные ситуации и случаи, требующие специальной защиты

33. В обществе иногда возникают напряженные и конфликтные ситуации под давлением таких факторов, как терроризм, дискриминация меньшинств, ксенофобия или война. В этих обстоятельствах СМИ имеют моральные обязательства по защите демократических ценностей, уважению человеческого достоинства, решению проблем мирным путем с проявлением терпимости, и, как следует из этого, они должны противостоять насилию, ненависти, конфронтации и отрицать все виды дискриминации, основанной на культурных, половых или религиозных различиях.

34. Никто не должен оставаться безучастным к защите демократических ценностей. Поэтому СМИ должны играть ведущую роль в предотвращении напряженности и поощрять взаимопонимание, терпимость и доверие между различными сообществами в конфликтных регионах, как это делает Генеральный секретарь Совета Европы, пытаясь возродить доверие в бывшей Югославии.

35. Принимая во внимание особое влияние СМИ, в первую очередь, телевидения на формирование жизненных позиций детей и молодежи, надо принимать меры к недопущению трансляции программ, передач и сообщений, восхваляющих насилие, секс и наживу, и намеренного использования ненормативной лексики.

Этика и саморегуляция журналистики

36. Учитывая необходимые условия и основополагающие подходы, изложенные выше, СМИ должны предпринимать меры для утверждения этических принципов, гарантирующих свободу самовыражения и фундаментальные права граждан на получение достоверной информации и честных мнений.

37. С целью контроля за соблюдением этих принципов должны быть созданы саморегулирующие органы или механизмы, объединяющие ассоциации издателей, журналистов, пользователей СМИ, научных экспертов и судей; на них будет возложена обязанность по изданию резолюций, призывающих к уважению этических заповедей в журналистике, а СМИ должны публиковать данные резолюции. Это поможет гражданам, имеющим право на получение информации, выработать позитивное или негативное мнение о работе журналистов и о кредите доверия им.

38. Органы или механизмы саморегуляции, ассоциации пользователей СМИ и соответствующие университетские кафедры могли бы ежегодно публиковать отчеты о достоверности информации, распространенной в СМИ за год, сравнивая сообщения с реальными фактами. Они могли бы стать барометрами доверия, которые граждане бы использовали для определения уровня этических стандартов, достигнутого теми или иными СМИ или их подразделениями, и даже каждым отдельным журналистом. Соответствующий корректирующий механизм мог бы постоянно способствовать повышению профессионального уровня журналистики.


    Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.


Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;…………………………………………………
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ………………………..
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.




   © "Центр Журналистских Технологий"
   
www.cjt.nnov.ru    nns@sandy.ru