Список семинаров











Семинар «Роль СМИ и современных информационных технологий в развитии региона»

Цель семинара – освоение позитивного европейского опыта в организации работы СМИ и изучение процесса распространения новых информационных технологий, способствующих развитию региона, адаптация европейского опыта в области IT-технологий и использование его в российских реалиях, возможный поиск партнеров для реализации межрегиональных медийных проектов.

Целевая аудитория – руководители местных изданий, руководители и сотрудники органов власти, в чью зону ответственности входит работа со средствами массовой информации.

Продолжительность – 8 дней

Место проведения – Германия

Инициатива проведения и поддержка семинара – Министерство информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области

Отзывы участников семинара

Татьяна Савичева, главный редактор газеты «Ковернинские новости»:
При посещении редакций газет Германии стало очевидным, что наши коллеги занимаются чисто профессиональной работой. Это отличает их от наших небольших коллективов, редакторов, которые вынуждены заниматься в последнее время больше документооборотом, выполнять требования самых разных контролирующих служб, думать об укреплении экономики изданий, выполнять другие несвойственные функции в ущерб профессиональной деятельности. Мне был очень важен опыт газеты «Ruhr-kurier», показывающий, что должны быть (возможно, определённым областным документом) упорядочены партнерские обязательства, взаимодействие газет и всех структур. (наши уставы и договоры это не обеспечивают). В Германии, как отмечали наши коллеги, – к примеру, тот, кто предоставляет статью для опубликования, ее оплачивает. Всё ясно и понятно. У нас всеми возможными и невозможными средствами стараются бесплатно опубликовать материалы в районных газетах Пенсионный фонд, налоговая инспекция, полиция, прокуратура, суд и другие структуры.
Для себя отметила многие новые приемы продвижения газеты, что делают распространители Германии. В частности, вручение подписки на газету в день бракосочетания и другие. Некоторые из них (розыгрыш призов) мы также используем в работе.

Александр Грачев, главный редактор газеты «Воскресенская жизнь»:
Первое, что произвело наибольшее впечатление, – современная полиграфическая централизованная база. Судя по всему, немцы хорошо понимают, что это прибыльный бизнес, и пока еще не очень «парятся» по поводу того, вытеснит Интернет печатную продукцию или нет.
Во всех редакциях, где мы были, пользуются современной издательской программой In Design и сопутствующими ей продуктами серии Adobe. У нас же многие районные газеты верстаются в старом добром, но функционально ограниченном Page Maker.
Немцы подавали как некое новаторство работы с современными порталами и, в частности, размещение на сайте видеопродукта. Те же из нас, кто уже работает в этом направлении, еще больше укрепились в мысли, что по наитию выбрали правильный путь.
Очень интересна практика размещения на сайтах газет группы WAZ еще не опубликованных аналитических материалов для широкого обсуждения посетителями. Здесь весьма широкое поле для развития творчества. Вот что особенно хотелось бы «содрать» у немецких коллег.
Есть очень много интересного в опыте работы рурской школы журналистики. Возможно, я субъективен и не владею полной информацией, но в отличие от методики преподавания в наших вузах она более приближена к практической работе журналиста.

Павел Коркин, главный редактор газеты «Вперед» (Красные Баки):
Программа нашего семинара в Германии «Роль СМИ и современных информационных технологий в развитии региона» была расписана на полную рабочую неделю. Немцам было что показать. И уже в первый день, ознаменованный в том числе и обедом с бургомистром в мэрии Эссена, «семинаристам» общим числом в 10 человек пришлось поделиться на группы.
Одни вместе с министром информационных технологий, связи и СМИ правительства Нижегородской области С. В. Кучинам посещали Дом эссенской системной коммуникации, а затем знакомились с опытом использования информационных технологий в здравоохранении, а другие в это время посетили редакцию газеты «Верденер Нахрихтен», входящей в медиагруппу WAZ. Объем газеты для малочисленной редакции очень солиден – 16 страниц формата даже несколько большего, чем наша районка. Газета полноцветная, с высоким качеством печати, что сразу отмечаешь по многочисленным цветовым фото. Верстка без вычурностей, а содержание, насколько удалось понять, строится на местном материале – история, культура, спорт (целый разворот), местная природа, страница для детей, юбилеи школ, учреждений, юбилеи и поминовения людей, реклама, кинопрограмма…
Посещение издательской группы WAZ несколько прибавило нашему пониманию технологии формирования контента, то есть сбора и представления информации, наполнении газетных страниц. Познакомились мы и с новыми технологиями доставки информации до читателя. А это ни что иное, как дополнение бумажных изданий современным интернет-порталом. По сообщению руководителя службы интернет-портала «Der Westen» Андреаса Феттига, иногда посещение страниц портала доходит до 420 тысяч. И если сейчас соотношение числа читателей печатных изданий и посетителей портала примерно 70% и 30%, то в следующем году служба портала рассчитывает, что соотношение будет 50 на 50.
На рынке периодической печатной продукции Эссена, да, видимо, и всего региона Северный Рейн-Вестфалия, монополия издательского дома WAZ. Газеты похожие и разные.
Руководство медиагруппы, судя по высказываниям наших собеседников с немецкой стороны, «направляет силы» на «разность» - на то, чтобы газеты были разные даже в политических комментариях.
Важная и интересная встреча с членом Совета директоров концерна WAZ в пресс-центре «Новой рейнской газеты» («NRZ») господином Генрихом Майером очень пополнила познания о немецкой журналистике и в целом медиасфере – о современном состоянии медиаландшафта Германии. Прозвучало много цифр, представлено выводов, полученных в результате разного рода исследованиях. В день на телевизор, радио, газету, да и интернет немцы тратят более 8 часов. Эти цифры не меняются с 2005 года. Но если радио и телевидение по присутствии внимания человека больше как фон, то газеты требует концентрации, то есть статистика в пользу газеты.
Обратившее на себя высказывание г-на Г. Майера - «Локальная газета чаще читается, доверия больше…» - в какой-то мере нас, районщиков, может воодушевить. Выходит, есть и у акул медиабизнеса понимание того, что местная газета нужна людям и имеет право на жизнь. На новую, полноцветную, не худую жизнь.

Нина Груздева, главный редактор газеты «Земля ветлужская»:
Мы изучали и сравнивали организацию работы по выпуску как крупных, так и небольших газет этого региона, опыт оптимизации штата редакций, работы с фрилансерами, использования для продвижения газет на читательский рынок современных информационных технологий. Особый интерес вызвала система подготовки журналистов в Рурской школе журналистики и реализуемый в её стенах проект по воспитанию молодого читателя. Проблемы "старения" читательской аудитории актуальны и для нашей страны, поэтому опыт немецких коллег достоин изучения, а также использования российскими СМИ с учетом специфики читательской аудитории того или иного региона.
Полезно было узнать о том, как в Германии построена правовая система, как решаются в стране социальные проблемы местного сообщества, и какую роль в этом играют СМИ. На большинство вопросов, касающихся заявленной темы семинара, журналисты получили ответы во время встреч в мэрии Эссена с бургомистром, в Земельном парламенте земли Северный Рейн Вестфалия с пресс-спикером парламента и специальным корреспондентом одной из ведущих газет земли Северный Рейн Вестфалия, коллегами - немецкими журналистами, и, в первую очередь, с представителями Общества германо-российских встреч города Эссена – партнерами по организации семинара.

Светлана Полушкина, главный редактор газеты «Арзамасская правда»:
Это для меня уже вторая поездка в Эссен. От первой больше впечатлений о стране, городе, людях, достопримечательностях. А сейчас многое уже знакомо: и порядки, и удивительно красивый город, и радушие членов Общества германо-российских встреч. Очень приятное и надолго сохраняющееся впечатление от общения с людьми, которые искренне старались поделиться с нами тем, что знают и умеют, донести до нас профессиональную информацию. Надо сказать, что программа семинара была очень напряженной, насыщенной интересными встречами. Думаю, каждый извлек из полученной информации много полезного для работы. Лично у меня возникло много новых идей по привлечению читателей к газете, по усовершенствованию бренда издания.
Что хотела бы отметить в первую очередь. В Германии, где интернет, радио и телевидение более активно внедрились в жизнь граждан, печатные СМИ не сдают своих позиций. Наличие газеты — признак принадлежности к соответствующей социальной группе, это престижно, это одна из традиций, которую поддерживают, это патриотично. В маленьком городе Вердене, например, принято родителями дарить молодой семье подписку на местную газету. Читателям интересны новости и материалы о людях, которые живут рядом, о событиях, происходящих в данной местности, и любая полезная иформация прикладного характера. Мы не раз слышали мнение, что именно местные газеты способны выдержать конкуренцию с интернетом и электронными СМИ.
Запомнилось выступление господина Х.Майера. В его очень обстоятельном глубоком докладе «Современное состояние медиаландшафта Германии» прозвучала правильная мысль, объясняющая, почему электронные СМИ не могут вытеснить печатные издания из жизни людей. Интернет чаще используется как средство коммуникации, информация поступает избирательно, часто она очень поверхностная. Радио и телевидение больше создают настроение, занимают время в момент, когда потребитель за рулем или занят хозяйственными делами. И только для прочтения газет или журналов отводится специальное время, информация воспринимается более внимательно, осознанно. Это самый качественный вид информации, делает вывод докладчик.

Светлана Куликова, директор БИА «Бор»:
Что было полезно узнать, увидеть:
1. Система организации СМИ в виде концерна. Концерн «Westdeutsche Allgemeine Zeitung WAZ-Mediengruppe» объединяет все СМИ одного региона – Земли Северный Рейн-Вестфалия. В его составе также служба доставки, рекламная служба и типографии. Единые для всех СМИ бухгалтерия и юридическая служба. СМИ выполняют исключительно работу творческую. Полностью самостоятельны в выборе контента.
Взаимодействие СМИ и головного офиса концерна выверено и отточено.
2. Минимально необходимое количество штатных сотрудников в редакциях. Достигается за счет концентрации части функционала в головном офисе концерна, за счет высокого технического и программного оснащения, за счет конвергентности журналистов, за счет точной работы в соответствии с должностными обязанностями, выверенных бизнес-процессов.
3. Работа журналиста в Германии престижна. Устроиться пройти практику в издании сложно (за это не платят, поэтому редактора не берут практикантов), а стать штатным сотрудником тем более. Чтобы появилась такая возможность, минимум пять лет надо работать фрилансером – заслужить имя.
4. Отношения газет и Интернета – как и в России. Также идет сокращение тиража газет (2% в год), и так же газеты стараются привлечь новую аудиторию через создание сайтов. Что возьмем из германского опыта:
– продолжим обучение журналистов конвергентности.
– постараемся научить журналистов верстке газеты.
– просчитаем плюсы и минусы выделения рекламного отдела в рекламное агентство.
– займемся организацией собственной службы доставки.

Лилия Фролова, главный редактор газеты «Выксунский рабочий»:
Поездка получилась деловой, насыщенной. Мы обсуждали роль СМИ и современных информационных технологий в развитии контента, говорили о сосуществовании бумажных и электронных версий издания, о проблемах печати и распространения газет. Немцы были открыты и гостеприимны. Нижегородцы заинтересованы и любознательны.
Особое впечатление произвела встреча с господином Хайнрихом Маёером, президентом NRZ (одной из региональных газет, входящих в концерн WAZ-медиа групп). Он подготовил для нас обстоятельный доклад о состоянии медиа бизнеса в Германии.
Концерн WAZ-медиагрупп объединяет четыре региональных издания: WAZ, NRZ, WR, WP. Все они полноцветные, ежедневные, 32-40-полосные, платные. Цена в розницу и по подписке разная: от 1 до 1,4 евро. Распространяются в в Рурском бассейне (от Дортмунда до голландской границы). Кроме того, концерн издаёт 74 локальные газеты. Они тоже полноцветные, выходят 2 раза в неделю на 16 полосах (порядка 9 из которых – рекламные). Распространяются бесплатно по почтовым ящикам тех районов, для которых издаются.
Не менее интересным было и посещение районной газеты, ведь большинство из нас - редакторы именно районных газет: общий тираж локальных газет в стране достигает 5 млн экземпляров. Их значимость в последние годы очень возросла.
О том, как борются за своих читателей в Германии, нам рассказал начальник по сбыту концерна WAZ-медиа групп господин Хельмеке Кай. Главная задача руководимой им службы – находить не менее 60 тысяч новых читателей (!!!) ежегодно. Это не значит, что на столько же возрастёт тираж, ведь многие отказываются от подписки. Чтобы этого не происходило, группа постоянно рекламирует свои из издания: через Интернет, вкладку в газету, рекламу на стендах (для этого работают 7 фирм). Хотят возобновить рекламу на подъездах. Раздают листовки у пешеходных переходов, в больших супермаркетах.
Как отметил в своем докладе господин Майер, кризис 2009 года серьёзно ослабил экономику Германии. Пошёл на снижение и рынок продажи газет. Издательства, конечно, пострадали. В 2010 году оборот снизился до уровня 1993 года. Впервые газеты потеряли лидирующие позиции по рекламе, уступив первенство ТВ. Теперь вернуть первенство можно только за счёт рекламных газет-объявлений. Тираж у всех газет Германии падает в среднем на 2% год. А, как известно, чем ниже тираж, тем меньше интереса к газете со стороны рекламодателей.
Следовательно, модель бизнеса вновь должна претерпеть изменения. Но меньше всего немецким коллегам хочется отказываться от новостного, общественного значимого наполнения газет. Именно поэтому все их планы устремлены в будущее: «Журналист – не может считать себя журналистом, если ему не интересно учиться чему-то новому, если он боится спорить, если он не хочет вкладывать себя и свои силы в развитие общества», – сказал господин Хайнрих Майер на приёме, устроенном для нижегородской делегации. И я ним абсолютно согласна.




Контактная информация:
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright © 2004-2009