В библиотеку

ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ


На нашем сайте публикуются самые интересные статьи из журнала "Журналистика и медиарынок"
Читать статьи...










Глава из книги "Челябинский рабочий": формула свободы":
ОСОБЕННОСТИ ЯДЕРНОГО ПРОМОУШН
Б. КИРШИН
Издательство ""Челябинский Дом печати", Челябинск, 2004 год.

ОСОБЕННОСТИ ЯДЕРНОГО ПРОМОУШН

Они остаются с нами

Недавно "Известия" предложили своим читателям заполнить небольшую анкету и отправить ее в редакцию, чтобы таким образом оформить вступление в читательский клуб газеты. "Челябинский рабочий" ничего такого не делал (наверное, надо), и все же я считаю, что клуб читателей, без официального членства, но достаточно стабильный, осознающий себя некой общностью, у нашей газеты есть. Я не раз делился этими мыслями с подписчиками, и они их неизменно подтверждали, ни разу не пытаясь опровергнуть.

У каждой газеты есть читательское ядро. Составляющие его люди, как правило, много лет читают любимое издание, полностью разделяют его позицию и по-настоящему преданы ему. Они остаются с ним в самые трудные моменты и, если их много, гарантируют ему жизнь даже в экстремальных ситуациях.

Яркий пример - газета "Советская Россия". Я не отношусь к ее поклонникам, считаю ее изданием одной ноты. Но есть немало людей, которым эта нота по душе. Они много лет не отступаются от своей газеты, всячески поддерживают ее. Помню очередь в фойе Челябинского Дома печати: местный собкор объявил сбор средств в помощь "Советской России", и люди принесли ему свои нехитрые сбережения.

У "Челябинского рабочего" мощное читательское ядро. Многие подписчики верны ему десятки лет и никогда не променяют его на другую газету. Они останутся с нами, сколько бы ни стоила подписка и какими бы ни были их доходы.

Припоминаю встречу с читателями в публичной библиотеке в середине 90-х годов теперь уже прошлого века. После очередного экономического катаклизма подписная цена "Челябинского рабочего", как и всех российских изданий, существенно возросла. Представив участникам встречи ведущих наших журналистов, я посетовал, что, к сожалению, многим подписчикам, прежде всего пожилым, живущим на очень скромную пенсию, приходится делать тяжелый выбор: купить кусок хлеба или выписать газету? В зале поднялась рука, встала немолодая женщина: "У меня такой проблемы нет: я в любом случае выбираю газету". Она имела в виду "Челябинский рабочий". Остальные поддержали ее негромкими аплодисментами. Эти люди как раз и представляли читательское ядро нашей газеты.

Их нужно всеми силами беречь. Читательское ядро стойко переносит внешние воздействия, в то же время оно может быть очень чувствительным к импульсам, исходящим из самой редакции. Неверные творческие, организационные и другие решения (существенные изменения облика газеты, ее формата, тематической структуры, названия и т.п.) способны нанести ему существенный урон. И тогда может встать вопрос о судьбе газеты.

В годы перемен, когда сама жизнь чуть ли не каждый день перекраивала все наше дело, мы всегда помнили об этом и всеми силами стремились сохранить читательское ядро "Челябинского рабочего". И совершенно осознанно и планомерно вели работу по его укреплению и расширению. На это нацелены многочисленные газетные акции, различные массовые мероприятия, которые мы предлагаем своим читателям.

Начинали с лотереи. 1991 год, мой редакторский стаж насчитывает всего несколько месяцев. Газета еще "под крышей" областного комитета КПСС и областного Совета. Редакция - соучредитель, у нас есть свой счет в банке. На него мы принимаем ссуду, выделенную облисполкомом. Формируем на эти средства призовой фонд - телевизоры, холодильники, стиральные машины, наборы мебели, автоприцепы и другие привлекательные товары местных предприятий. Главный приз - автомобиль "Москвич". Все это предстояло разыграть по билетам, которые подписчики покупали в районных отделениях "Союзпечати", предъявив квитанцию о годовой подписке на "Челябинский рабочий".

Тираж состоялся в Доме печати в конце декабря, когда завершилась подписка. В то время такие акции были в диковинку. Газеты активно обновляли содержание, осваивали новые темы, но продвижением своих изданий редакции не занимались. Поэтому наша лотерея вызвала большой интерес, всколыхнула общественное мнение, привлекла внимание читателей. Мы это явственно ощутили. Тираж "Челябинского рабочего" увеличился с 242 тысяч (1991 г.) до 260 тысяч экземпляров (1992 г.).

С тех пор различные акции, направленные на продвижение газеты, стали частью редакционной жизни. Без них не проходит ни одна подписная кампания. Они делают жизнь наших читателей интереснее и богаче, еще больше роднят их с газетой. Люди это высоко ценят.

А для редакции эти мероприятия - еще один канал связи с подписчиками - живой, эмоциональный, искренний. Участвуя в них, многие журналисты непосредственно познакомились со своими читателями. Это очень важно - знать, для кого ты пишешь. Качество такой журналистики несравнимо выше.

Расскажу о наиболее ярких и результативных акциях.

Бесплатное кино

В середине 90-х челябинские кинотеатры пустовали. Как-то я встретился с директором крупнейшего из них Надеждой Алексеевой (тогда он назывался "Урал", в зале - 1200 мест) и поинтересовался: сколько зрителей в среднем посещают один сеанс? Оказалось, 8-10 человек. Билет тогда стоил 6 рублей, получалось, что сбор от одного сеанса составлял 48-60 рублей. Я предложил директору сделку: редакция перечисляет кинотеатру 500 рублей, а он за это проводит один сеанс исключительно для наших подписчиков. Вход - по подписному абонементу.

Разумеется, директор согласилась. На первый сеанс пришло столько зрителей, что нашему коммерческому директору, пытавшемуся регулировать людские потоки, оторвали пуговицы на пальто. У работниц кинотеатра от радости были слезы на глазах. За несколько безлюдных лет они соскучились по зрителям. К тому же их выручка оказалась значительно больше тех 500 рублей, что были перечислены редакцией. Дело в том, что в кино шли в основном семейные пары. Один - по квитанции на подписку, другой покупал билет. Такой прибыли кинотеатр не имел лет пять.

Еще больше была довольна редакция. Подписчики искренне благодарили нас за возможность выбраться из дома и посмотреть хороший фильм. Тогда на экранах безраздельно господствовали третьесортные голливудские боевики. Мы же стали раз в два-три месяца приглашать читателей на лучшие отечественные фильмы. Они это по достоинству оценили.

В сообщениях о подписке на "Челябинский рабочий" была строка: редакция предлагает своим подписчикам бесплатные походы в кино. И это был привлекательный дополнительный стимул для того, чтобы в ходе подписной кампании выбрать именно "Челябинский рабочий".

Под градусом

Идея другой необычной акции также родилась во время разговора с руководителем одного из челябинских предприятий. Это был Евгений Коршунов, директор комбината "Казак уральский", выпускающего спиртные напитки. Разговор состоялся у красочных стендов с продукцией предприятия на выставке "Дни Челябинской области в Москве".

Прежде чем изложить суть разговора, расскажу о том, как мы работали на этой выставке. Участие в ней помогло нам опробовать новые технологии, укрепиться в своих притязаниях на роль лидера общественного мнения.

На этой выставке демонстрировали свою продукцию более сотни предприятий и организаций Челябинской области. В надежде на выгодные контракты они привезли в столицу самое лучшее. Работники уральских заводов искренне переживали за своих посланцев: что там у них получится? Это был 1997 год, рыночная экономика набирала обороты, многие надеялись на скорый успех.

Вместе с участниками выставки в Москву приехали сотрудники всех крупнейших средств массовой информации области. Газетчики, как правило, рассчитывали передать в свои редакции по два-три коротких сообщения, а по итогам недельной экспозиции подготовить о ней большой отчет. Мы решили подойти к этому делу иначе. Перед корреспондентом Лидией Садчиковой и фотокорреспондентом Борисом Каулиным была поставлена задача: в первой половине каждого дня собирать материал обо всем, что происходит на выставке, и оперативно передавать его в редакцию, чтобы его успевали выставить в текущий номер. Наша коммерческая служба должна была ночью забирать из типографии 150-200 экземпляров свежего номера газеты и доставлять их к утреннему авиарейсу в Москву. В столичном аэропорту газету ждала машина, доставлявшая ее в выставочный комплекс. К моменту открытия выставки мы таким образом должны были иметь свежий номер "Челябинского рабочего", рассказывающий о вчерашних событиях на московской выставке.

Сейчас осуществить такой замысел значительно легче. А тогда у редакции еще не было Интернета, мы договорились о передаче текстов с челябинской компанией "Связьинформ", которая в то время, наверное, единственная в Челябинской области имела доступ к сети. Фотографии передавали в Челябинск через сервисный центр выставочного комплекса. Все это требовало предельно четкой работы всех редакционных служб, умения эффективно взаимодействовать с многочисленными партнерами.

И это нам блестяще удалось. Всю неделю "Челябинский рабочий" бесперебойно поступал в Москву. К моменту открытия выставки у нашего стенда выстраивалась длинная очередь директоров предприятий, желающих познакомиться с оперативными новостями. Нас это чрезвычайно радовало, поскольку это были распорядители кредитов, управляющие финансовыми потоками нашей области. Лучшего мероприятия для продвижения газеты в то время нельзя было придумать.

Однако вернемся к нашему разговору с директором комбината "Казак уральский". Он тогда горько сетовал, что их продукцию почти не покупают, взносы комбината в местный бюджет очень малы, предприятие на грани банкротства.

Признаюсь, я был поражен. В стране, очень многие граждане которой начинают чуть ли не каждый день с рюмки, с ней его проводят и с ней же завершают, ликероводочному комбинату угрожает банкротство? Согласитесь: поразительная, просто драматическая история, мимо которой никто не пройдет равнодушно. Мы стали в ней разбираться.

Оказалось, что качественная продукция комбината не пользуется спросом прежде всего потому, что неразборчивые покупатели предпочитают ей более дешевую фальсифицированную водку, опасную для здоровья, ничего не дающую местному бюджету. Кроме того, она просто теряется среди разномарочных, опять же более дешевых из-за "левого" оформления, завозных бутылок. С учетом двух этих моментов мы предложили руководству комбината провести взаимовыгодную акцию - фестиваль уральской водки. Они сразу же согласились.

Что их привлекло? Мы предложили им за два-три месяца рассказать на страницах газеты о всех пяти предприятиях, входящих в комбинат, о применяемых там технологиях производства водки, способах ее очистки, лучших специалистах и рабочих. Кроме того, предполагалась историческая линия: старинные рецепты русских водок и закусок, материалы о старинных традициях винопития. Опытные специалисты должны были рассказать о вреде фальсифицированных спиртных напитков, о том, как их отличить от качественной продукции. Чтобы активнее привлечь к этому разговору читателей, для них были придуманы разнообразные конкурсы, предполагающие награждение самых активных участников призами. Конечно же, это была продукция "Казака уральского".

Комбинату предлагалось организовать на всех своих предприятиях день открытых дверей для подписчиков "Челябинского рабочего". Их пять, они расположены в различных городах области. Очень важный момент. Обычно в редакционных мероприятиях участвуют преимущественно жители Челябинска. Тут мы существенно расширяли "географию" участников, что принципиально важно для областной газеты, имеющей подписчиков во всех городах и районах Южного Урала.

А завершить эту многомесячную кампанию должна была выставка в областном центре, демонстрирующая лучшую продукцию всех пяти предприятий комбината. Для ее посетителей - большой концерт, различные веселые конкурсы. Подписчикам "Челябинского рабочего" комбинат в ходе выставки обязался бесплатно выдать сувенирную бутылку водки.

Эта схема не предполагала денежных расчетов. Мы тщательно учитывали площадь опубликованных материалов. Комбинат считал это рекламой своей продукции. Расчет за нее - теми самыми сувенирными бутылками, которые получают наши подписчики. По итогам фестиваля должна была пройти сверка расходов и, если нужно, произведен перерасчет.

Надо сказать, что мы решились на эту изящную схему после серьезных раздумий. В ходе мозговых штурмов решался вопрос: не обвинят ли нас в спаивании читателей? Такая опасность существовала. С другой стороны, если браться за абсолютно безопасное и беспроигрышное дело, кого оно увлечет? Тут смысл как раз в остроте и драматизме проблемы.

В конце концов мы решили, что нам хватит таланта и вкуса, чтобы пройти по лезвию ножа и не свалиться ни в ту, ни в другую сторону. Ведь мы преследуем благородные цели: уберечь людей от вредной для здоровья фальсифицированной водки, пополнить местный бюджет, из которого получают зарплату (в то время - крайне нерегулярно) врачи и учителя.

Все эти сомнения и надежды я изложил читателям в своем обращении к ним на страницах газеты. И они их прекрасно поняли, негативной реакции не было. Подписчики "Челябинского рабочего" активно участвовали в фестивале уральской водки. При этом они себя отлично зарекомендовали.

Я с двойственным чувством ехал на Челябинский ликероводочный завод, когда там проводился день открытых дверей. Мне было интересно посмотреть, как делается водка - никакой информации по этому поводу не было. С другой стороны, закрадывались опасения. Экскурсию по заводу предполагалось завершить дегустацией его продукции. Как пройдут испытание дармовой выпивкой те, кого мы пригласили?

Приехал, пристроился в хвост группы экскурсантов. Идем по цехам. Очень интересно. Люди задают много вопросов, вникают в технологические тонкости. До этой экскурсии многие считали, что водка - это разведенный водой спирт. А оказалось, что ее производство - сложный процесс.

Но вот и заключительный этап экскурсии - дегустация. Люди пригубляют уральскую водку различных марок, о чем-то спрашивают специалистов, хотят во всем разобраться. Увидели и узнали меня, стали благодарить за то, что редакция проводит для них столько интересных мероприятий, помогает узнать много нового. Я еще раз убедился, что у "Челябинского рабочего" прекрасные читатели.

На заключительное мероприятие фестиваля - выставку и концерт - в легкоатлетический манеж пришли несколько тысяч подписчиков. Разумеется, их привлекла не сувенирная бутылка водки, а возможность узнать что-то новое, пообщаться с журналистами, побыть среди единомышленников.

На комбинате "Казак уральский" после фестиваля существенно возросли объемы продаж. Газете удалось поднять его марку, выделив ее из пестрого моря разноцветных этикеток. А "Челябинский рабочий", в очередной раз оказавшись в центре общественного внимания, укрепил свои лидирующие позиции на рынке уральской прессы.

Счастливый билет

Идею еще одной, на мой взгляд, очень удачной акции, предложила Екатерина Минеева, работавшая тогда маркетологом. Акция называлась "Счастливый билет". Может быть, вам приходилось в детстве складывать цифры в трамвайном или троллейбусном билете. Если сумма трех левых цифр равна сумме трех правых - билет счастливый. Наша акция как раз на этом строилась.

Но прежде чем рассказывать о ней, нужно пояснить важную вещь. Незадолго до ее проведения мы получили результаты маркетингового исследования, выполненного для нашей компании фирмой "Russian Research". Они были очень интересными, но больше всего нас задело обстоятельство, выяснившееся в ходе опроса одной из фокус-групп. Она объединяла предпринимателей средней руки, не читающих "Челябинский рабочий". Их мнения были для нас особенно ценны. Эти люди в состоянии выписать любую газету. Нам хотелось узнать, почему они не читают нашу. Что надо сделать, чтобы она им понравилась?

Участники фокус-группы по очереди выкладывали свои аргументы. Но вот микрофон перешел к молодой предпринимательнице. Она устроила "Челябинскому рабочему" настоящий разнос. Газету, по ее словам, абсолютно не интересует бизнес. Раньше она работала на обком КПСС, теперь - на областную администрацию. Вокруг столько нового, а она пишет обо всех суконным языком, как будто остается "официальным органом". Интересных материалов нет, все серое, скучное. И т.д., и т.п.

Эмоциональная бизнесменша завершала фокус-группу. После ее выступления модератор предложил участникам разговора свежий номер "Челябинского рабочего". Попросил, если у кого появятся какие-то замечания, поделиться ими. Микрофон оставался у той самой предпринимательницы. Она просмотрела первую страницу, заметила: неплохо выглядит. Нашла любопытную заметку. На второй странице ее еще что-то заинтересовало. На третьей понравилась фотография. На четвертой она прочла смешной анекдот и улыбнулась забавной карикатуре. Потом подвела итог: неплохой номер!

Вот это-то обстоятельство и задело нас сильнее всего. Мы тянем из себя жилы, стремясь делать живую, динамичную, интересную газету. Мы трубим об этом по радио, телевидению, говорим на встречах с земляками. А люди, имеющие деньги и нуждающиеся в информации, об этом даже не подозревают. И стоит им только познакомиться с газетой, она им сразу нравится. Еще шаг, и они - наши подписчики! Что же надо делать, чтобы преодолеть разделяющее их и газету пространство, не поддающееся традиционной рекламе?

Мы долго говорили об этом, нашли несколько новых интересных решений. Именно тогда в штате компании появился маркетолог, мы стали серьезно заниматься продвижением газеты. Первый шаг в этом направлении - акция "Счастливый билет".

Кате Минеевой удалось заразить этой идеей руководителей Челябинского трамвайно-троллейбусного управления. Они выделили для нашей акции по одному трамваю и троллейбусу на всех городских маршрутах. Мы украсили их своими плакатами. Горожан заранее известили: тот, кто купит в них счастливый билет, будет в течение месяца бесплатно получать "Челябинский рабочий". Кондукторы оповещали об этом пассажиров на каждой остановке.

В Челябинске это был день хорошего настроения. Люди в троллейбусах и автобусах складывали цифры, шутили. У кондукторов тоже душа пела: пассажиры торопились купить билет. Пенсионеры, имеющие право на бесплатный проезд, поджидали на остановках фирменные вагоны, чтобы купить счастливый билетик. Один позвонил в редакцию, попросил передать благодарность кондуктору, которая могла бы оставить счастливый билет себе, но не стала этого делать, а продала его этому пенсионеру.

По итогам акции мы оформили бесплатную месячную подписку на "Челябинский рабочий" примерно 80 челябинцам. Многие ли из них стали после месячного знакомства постоянными читателями нашей газеты? Точно не знаю, но в том, что в тот день у нее стало намного большей друзей, убежден.

Прежде всего - тираж

Нетрудно заметить общую для наших "читательских мероприятий" прагматическую черту - их нацеленность на тираж, на увеличение числа подписчиков газеты. Да, они формируют привлекательный имидж издания, способствуют закреплению в общественном мнении марки "Челябинского рабочего", объединяют наших читателей. Но прежде всего - стимулируют рост тиража.

Как правило, такие мероприятия приурочены к подписной кампании. Это время, когда люди взвешивают свои читательские предпочтения, оценивают различные средства массовой информации. Удачная акция способна привлечь внимание к вашей газете, сомневающегося - подтолкнуть к ней. Поэтому проведение в период подписных кампаний различных мероприятий для читателей стало для редакции "Челябинского рабочего" традицией.

Благодаря им во время подписки мы предлагали людям не только газету, которая, как неизменно подчеркивается в обращениях к читателям, сама по себе хороша и стоит тех денег, которые нужно уплатить за подписной абонемент, но и еще что-то дополнительно. Этот пакет дополнительных предложений в значительной степени компенсирует затраты на подписку, а в случае удачи перекрывает их многократно. В условиях постоянно растущих цен, низких доходов населения это очень существенный, для многих - решающий момент в период раздумий о том, на каком издании остановить свой выбор. Кроме того, многим просто нравится участвовать в увлекательных мероприятиях, лотереях, видеть, что редакция проявляет о тебе заботу.

Один из бывших руководителей области при встречах постоянно говорил мне, что участвует во всех наших мероприятиях. Все надеется что-нибудь выиграть, но ему не везет. При этом он ничуть не сокрушался. Весьма обеспеченный человек, он, конечно же, имеет все из того, что мы предлагаем участникам читательских лотерей и розыгрышей, но ему важно вместе с другими побороться за приз, его раззадоривает желание победить. Вполне типичная ситуация.

Состав дополнительного пакета с годами менялся. Сначала мы предлагали подписчикам участие в различных лотереях и розыгрышах. Как правило, проводили их вместе с известными местными компаниями, производящими популярную продукцию - кухонные гарнитуры, холодильники, стиральные машины и т.п. Они безвозмездно выделяли ее в призовой фонд. Обычно предприятия не скупились: ее товара в течение четырехмесячной подписной кампании - лучшая реклама. А потом еще розыгрыш с привлечением радио и телевидения, снимок победителя в газете вместе с призом… Все это, конечно, существенно перекрывало стоимость безвозмездно предоставленного товара. Потом лотереи перестали привлекать публику: их начали проводить очень многие организации, они перестали быть фишкой, к тому же местной продукции стало трудно конкурировать с той, что появилась на магазинных полках из-за рубежа. Стали искать другие, более привлекательные решения. Однажды предложили каждому подписчику 200-рублевую акцию чекового фонда. Это было время, когда каждая старушка у подъезда внимательно следила за курсом акций и стоимостью доллара, поэтому наша находка оказалась очень удачной: желающих получить вместе с подписным абонементом акцию популярного фонда оказалось много.

Со временем сформировался оптимальный, на мой взгляд, пакет дополнительных предложений редакции, который каждый подписчик "Челябинского рабочего" получает вместе с газетой. Сейчас в нем дисконтная программа нашей газеты, бесплатная страховка в ведущей местной страховой компании ЮжУралАСКО и возможность опубликовать на страницах "Челябинского рабочего" бесплатное объявление. Думаю, об этом стоит рассказать подробнее.

В первой половине 90-х, когда страна оправилась от первых рыночных перемен, заработали предприятия, увеличился поток товаров, все больше фирм стали предлагать своим клиентам скидки. Появились первые дисконтные программы. Они обычно объединяли более-менее состоятельных людей (за дисконтную карточку надо было платить) и были не очень масштабными. Эта практика показалась мне привлекательной и перспективной в применении к газете. Было очевидно: если центром такой программы станет мощное издание с массовым тиражом, она может быть значительно эффективнее. Ведь ее участниками станут не 200-300 состоятельных горожан, а десятки тысяч подписчиков. Тут мне подвернулась газетная заметка, рассказывающая о том, что где-то в Латинской Америке нечто подобное уже делается.

Я решил проверить правильность своих рассуждений в разговоре с кем-нибудь из предпринимателей. Договорился о встрече с генеральным директором страховой компании ЮжУралАСКО Аркадием Любавиным. Первым делом спросил его, насколько сильна конкуренция в страховом бизнесе. "Острой конкуренции нет, - ответил Аркадий Любавин, - ЮжУралАСКО значительно опережает своих соперников". Тогда я решил отказаться от своего предложения. Дело в том, что дисконтная программа особенно эффективна в условиях конкуренции, когда скидка позволяет фирме выделить свой товар по сравнению с конкурентами. "Видимо, для моего предложения еще не подоспело время, - сказал я. - Жаль, потому что идея очень красивая".

Аркадию Любавину захотелось узнать, что это за "красивая идея". Обсудив ее, мы пришли к выводу, что время дисконтной программы еще действительно не пришло. Однако руководителя страховой компании привлекла мысль о сотрудничестве с крупной областной газетой. Договорились, что ЮжУралАСКО застрахует всех наших подписчиков от несчастного случая: страховой полис - квитанция о полугодовой подписке на "Челябинский рабочий". Это было сделано и вызвало у читателей большой интерес.

Позднее такую бесплатную услугу стали предлагать своим читателям многие газеты. Потом кое-кто отказался от нее. Наш договор с ЮжУралАСКО продолжает действовать. По-прежнему вместе с газетой мы предлагаем своим подписчикам бесплатную страховку. Многие этим воспользовались. ЮжУралАСКО четко выполняет свои обязательства. В трудные времена, когда люди месяцами не получали заработную плату, они, попав в беду, только благодаря "Челябинскому рабочему" и ЮжУралАСКО имели на руках "живые деньги". Надо ли говорить, как высоко они это ценят.

А дисконтную программу мы осуществили позднее, когда для этого созрели экономические условия, на рынке появилась настоящая конкуренция. Я считаю ее вершиной наших внегазетных взаимоотношений с читателями. Поэтому о ней стоит сказать подробнее.

Начали с того, что предложили ряду фирм предоставить скидки подписчикам "Челябинского рабочего". Говорили с компаниями, выпускающими товары массового спроса и оказывающими различные услуги населению. Разговор был такой. В условиях острой конкуренции вам все равно приходится время от времени предлагать свою продукцию или услуги со скидками. Давайте сделаем это правилом и будем предоставлять их прежде всего подписчикам "Челябинского рабочего". Основание - специальная дисконтная карточка, которую изготовит и выдаст каждому своему подписчику редакция.

Чем это выгодно фирме? Во-первых, она получает несколько десятков тысяч потенциальных покупателей, - которые, задумав что-нибудь приобрести, конечно же, прежде всего заглянут в компанию, гарантированно предоставляющую скидки. Кроме того, редакция намерена регулярно публиковать каталог дисконтной программы с перечнем участвующих в ней фирм, их адресами, телефонами и списком товаров и услуг, которые реализуются со скидкой. Это же отличная реклама! Скидки рано или поздно приходится предоставлять каждому. При этом надо еще потратить немалые средства на то, чтобы оповестить о них. А тут все берет на себя газета. С ее помощью участники нашей дисконтной программы могут заметно выделиться среди своих конкурентов.

Челябинские предприниматели сразу же оценили выгоды нашего предложения. Очень скоро к дисконтной программе присоединилось более 50 фирм. Мы издали и распространили среди подписчиков каталог, изготовили для партнеров специальные таблички, извещающие о том, что они участвуют в дисконтной программе "Челябинского рабочего". (Размещенные в самых бойких местах, они лишний раз напоминают горожанам о газете). И дело пошло! Сейчас в нашей дисконтной программе участвуют около 100 челябинских компаний. Список их постоянно растет. Среди них - страховые, медицинские, туристические, автомобильные, юридические, обучающие компании, самые разные магазины, досуговые центры. Они предоставляют скидки на самые нужные людям товары и услуги.

Подписчикам это чрезвычайно выгодно. Купив, к примеру, с 10-процентной скидкой автосигнализацию в челябинском магазине "Министр", наш читатель может тут же окупить стоимость полугодовой подписки. Они эту прекрасную возможность активно используют.

Правда, при этом обнаружилось одно существенное обстоятельство. "Челябинский рабочий" - газета областная, в городах и районах области у нее подписчиков больше, чем в Челябинске, где в основном расположены фирмы, предоставляющие скидки. Подписчикам, живущим за сотни километров от областного центра, они, по сути, дела недоступны. Не наездишься ведь за каждой покупкой в Челябинск!

Чтобы хоть как-то устранить эту несправедливость, мы организовали лотерею, которая проводится по номерам дисконтных карточек. Разыгрываются солидные призы - телевизор, видеокамера, микроволновая печь и другая бытовая техника. Розыгрыш проводится раз в месяц, итоги публикуются в газете. Тут уж все равны, независимо от места жительства. За хорошим выигрышем читатели охотно едут из самых дальних уголков.

Последняя из дополнительных услуг - возможность бесплатно опубликовать на страницах "Челябинского рабочего" частное объявление - тоже весьма привлекательна для подписчиков. Чтобы ее реализовать, они должны предъявить (прислать вместе со своим объявлением) в отдел объявлений подписной абонемент. Все давно уже к этому привыкли. Колонка таких объявлений еженедельно публикуется в газете. Благодаря им читатели решают свои бытовые проблемы, экономя немалые деньги - стоимость газетной площади постоянно растет.

В последние годы пакет дополнительных предложений читателям "Челябинского рабочего" остается неизменным. На мой взгляд, они наиболее привлекательны, наименее хлопотны при реализации и органично сочетаются с нашим главным делом. Но служба тиража не дремлет, так что новые привлекательные предложения не исключаются.

Газета проводит акцию

Есть еще одна категория мероприятий, в которых активно участвуют читатели "Челябинского рабочего". В отличие от описанных выше, они разворачиваются не за пределами газеты, а прямо на ее страницах. Речь о различных газетных акциях, которые в "Челябинском рабочем" сменяют друг друга с небольшими временными промежутками, а иногда реализуются одновременно. Их замысел диктуется не маркетинговыми решениями, а самой жизнью. Идеи, как правило, выдвигают наши журналисты. Правда, в последнее время мы не ждем, когда они спонтанно возникнут, а ищем их в ходе мозговых штурмов, на летучках, при обсуждении очередных газетных номеров.

Надо сказать, что в этом деле мы опираемся на давнюю традицию "Челябинского рабочего", у которого газетное слово всегда сочеталось со стремлением добиться каких-то реальных сдвигов в нашей жизни, кому-нибудь помочь. Так было во все времена. Я имею в виду не социалистические почины, которые, надо признать, не имели ничего общего с обычной жизнью простого человека, а различные газетные акции, созвучные мыслям и чувствам рядовых читателей. В качестве примера приведу одну необычную акцию "Челябинского рабочего", имевшую большой резонанс и потрясающую результативность.

В 1984 году автор этих строк, работавший в то время заведующим отделом, обозреватель "Челябинского рабочего" Михаил Фонотов и фотокорреспондент Михаил Петров предприняли экспедицию, получившую на газетных страницах название "Река Миасс". В горах Башкирии мы нашли ее исток и прошли вместе с рекой весь ее путь по территории Челябинской области. Дневник экспедиции был опубликован в десяти номерах "Челябинского рабочего" и имел большой общественный резонанс. Успех публикации, скорее всего, объяснялся тем, что она, может быть, впервые в истории газеты столь масштабно рассказывала не о "достижениях социалистического строительства", а о жизни реки, страдающей от этих "достижений". Многие читатели говорили тогда, что будто впервые увидели речку, мимо которой много лет каждый день равнодушно ходили на работу.

Так вот, в главе, посвященной Челябинску, рассказывалось о том, как разительно меняется река при встрече с миллионным городом: становится мутной, безжизненной, ее берега страшно захламлены. Мы попытались разобраться в причинах такого положения, назвали конкретных виновников, а в заключение выразили уверенность, что "горожане охотно вышли бы на субботники по очистке берегов Миасса, если их хорошо организовать".

Вскоре после публикации дневника экспедиции Михаил Фонотов через газету пригласил на встречу челябинцев, обеспокоенных судьбой реки Миасс. На объявление откликнулись несколько десятков человек. Договорились начать очистку берегов. И дело пошло! По субботам в центре города добровольцы стали вытаскивать из реки разный хлам, очищать ее берега от старых автомобильных покрышек, бревен, поломанных ящиков. Горисполком выделял грузовик, мусор тут же увозили на свалку.

В газете публиковались короткие сообщения: в Челябинске состоялся очередной субботник по очистке Миасса. Тем не менее весь город знал: есть люди, которые бескорыстно помогают реке. Каждую субботу к ним присоединялись все новые и новые горожане. Они приходили на субботники семьями, с детьми. Работали с душой. Все перезнакомились. Привели в порядок значительный отрезок реки в центре Челябинска, благоустроили несколько родников. "Клуб Миасс", рожденный газетной публикацией, просуществовал несколько лет и оставил о себе добрую память.

Акции последних лет более злободневны, часто они являются акцентированными ответами на вызовы времени. Газета идет на это дело, когда одной публикации недостаточно, когда нужно не просто всесторонне рассмотреть актуальную проблему, но и подтолкнуть общество к ее решению. Разумеется, тут нужно быть уверенным, что читатели поддержат газету, откликнутся на ее призыв, пойдут за ней. "Челябинскому рабочему" это удается. Не было случая, чтобы призыв газеты остался пустым звуком. И дело тут не только в том, что, затевая очередную акцию, мы, как правило, беремся за решение жгучей, волнующей многих проблемы. Очень важно, что у нас верные читатели, не раз участвовавшие вместе с нами в разных добрых делах.

Идея акции "Работа для солдата" родилась во время моего разговора с работником областного военкомата Сергеем Пальчиковым. Он был всерьез озабочен приближающейся демобилизацией первых призывников второй чеченской кампании. Они уходили в армию 18-летними, без серьезного образования, специальности. За два года службы научились только стрелять в человека. Чем же они займутся после демобилизации, если не смогут найти хорошую работу? Скорее всего, привычным делом. Сергей Пальчиков просил поставить этот вопрос на страницах газеты. Обсудив эту проблему с руководителями творческих служб, мы решили, что она чересчур важна для того, чтобы ограничиться одной публикацией. Нужно проводить газетную акцию, обсудить все ее аспекты, попытаться выйти на практические решения. Руководитель службы новостей Лев Лузин взялся спланировать ее вместе со своими сотрудниками.

Ведущая роль отводилась журналистам отдела политики Елене Францевой (заведующая отделом) и Роману Грибанову (корреспондент). В феврале 2000 года на первой странице "Челябинского рабочего" был опубликован призыв к предпринимателям: давайте не просто радоваться, что из Чечни живыми возвращаются наши ребята, а предметно заботиться о них. Льготный прием на работу, целевое выделение рабочих мест для "чеченцев" - вот что требовалось для этого.

Газета и областной военкомат обратились также к ректорам высших учебных заведений области: давайте поможем демобилизованным из Чечни поступить в вуз, если среди них найдутся желающие продолжить образование. Ведь поступить в вуз на общих основаниях этим ребятам будет намного труднее, чем другим: свист пуль не располагает к подготовке в университет. "Челябинский рабочий" пообещал рассказать обо всем, что будет сделано для бывших солдат.

В том же номере сообщалось, что к нашей акции уже подключился Челябинский электрометаллургический комбинат. Мы советовались с его руководителями, когда ее планировали. Они решили не откладывать это дело в долгий ящик. Директор ЧЭМК Виктор Чернобровин сообщил редакции, что комбинат гарантирует воевавшим в Чечне 15 рабочих мест.

Сообщения такого рода стали регулярно публиковаться на страницах "Челябинского рабочего". Мы их не "организовывали", как когда-то отклики на речи партийных вождей. Руководители компаний сами звонили в редакцию: Чечня волновала всех, газета только открыла затвор. Через несколько дней к нашей акции присоединились книжное издательство "Урал LТД", Челябинский тракторный завод, комбинат производственных предприятий, радиозавод "Полет", автобаза № 2. О готовности принять "чеченских дембелей" на учебу объявил Челябинский государственный университет. Вскоре газета стала помещать списки участников акции: фирма, контактный телефон…

В ходе акции выяснилось, что есть немало неустроенных среди тех, кто воевал еще в первую чеченскую кампанию. Газета рассказала о трудной судьбе двух таких ребят, ставших на войне инвалидами: один от безнадежности пошел на преступление, в котором тут же признался, другой мается по больницам. После этой публикации к нашей акции активнее стали присоединяться новые предприниматели и предприятия. Специальные программы социальной поддержки участников антитеррористической кампании на Северном Кавказе разработали челябинская городская и областная администрации. Появились сообщения о том, что благодаря газете первые "дембеля" получили хорошую работу, многим из них были выделены санаторные путевки. Подводя через несколько месяцев итог акции "Работа для солдата", "Челябинский рабочий" констатировал, что "в обществе велик потенциал добротворения", и пообещал оказывать информационную поддержку всем начинаниям, связанным с реабилитацией и обустройством в мирной жизни парней, прошедших войну. Я глубоко убежден, что читатели в полной мере разделили позицию газеты.

Другую "чеченскую" акцию высокого эмоционального накала провели журналисты отдела информации. Один из руководителей областного управления внутренних дел, вернувшись из Аргуна, где челябинские милиционеры организовали временный отдел внутренних дел, рассказал заместителю главного редактора "Челябинского рабочего" Льву Лузину о том, что увидел в Чечне, что больше всего поразило. Одно из самых ярких впечатлений - старики, и в мирное-то время мало кому нужные, а в условиях войны - абсолютно заброшенные, не имеющие самых необходимых вещей, еды. Чувства участников того разговора вылились в творческое решение: газета должна им помочь. Сотрудники отдела информации разработали подробный план газетной акции, получившей название "Старики Аргуна", и блестяще ее осуществили.

На страницах "Челябинского рабочего" появилось обращение к читателям: давайте соберем помощь аргунским старикам! Мы подозревали, что реакция на этот призыв может быть неоднозначной. Незадолго до тех дней в Аргуне произошла трагедия, острой болью отозвавшаяся в Челябинске. Боевики взорвали на базе наших милиционеров груженный взрывчаткой "Урал", погибли наши ребята. Мы-то понимали, что живущие в Аргуне старики и другие мирные чеченцы тут ни при чем. Так ли понимают это наши читатели?

Их реакция оказалась абсолютно однозначной: они понесли в редакцию помощь - одежду, обувь, консервированные продукты. Скоро одна из редакционных комнат была доверху забита подарками аргунцам. Ребята из отдела информации договорились с руководством областного управления внутренних дел о том, чтобы первая же милицейская автоколонна увезла их в Чечню. К сожалению, в ней не нашлось места для нашего корреспондента: кабины машин под завязку заняли те, кто неотложно должен быть в Аргуне. Раздать наши посылки тамошним старикам и запечатлеть финал нашей акции на фотографии взялся заместитель начальника областного управления внутренних дел Юрий Стариков. Его рассказ с убедительным снимком вскоре был опубликован на первой странице "Челябинского рабочего".

Спустя несколько месяцев Сергей Куклев и наш фотокорреспондент Александр Кондратюк все же добрались до Аргуна с очередной милицейской автоколонной. Они привезли туда несколько томиков Библии, выполнив тем самым заявку русских стариков, с которыми встретились во время последней командировки. Однако передать их было некому: ни одного русского старика в Аргуне к тому времени не осталось…

Мне остается добавить, что наши "чеченские" акции на всероссийском конкурсе "Золотой гонг" были названы лучшими журналистскими акциями 2000 года.

Не хочу называть газетной акцией то большое дело, за которое взялся "Челябинский рабочий" с подачи нашего спецкора Лидии Панфиловой и фотокорреспондента Бориса Каулина при активной поддержке читателей. Хотя если не принимать во внимание его человеческую, эмоциональную составляющую, сосредоточиться только на формальных признаках, наверное, можно сказать так.

Все началось с материала этих журналистов, в котором рассказывалось о необычной девочке, живущей в детском доме в небольшом уральском городке Кусе. У этой умной, красивой и способной девчушки с красивым именем Ляйсан (по-башкирски это означает "Летний дождь", а в интернате ее зовут Алисой) нет обеих рук. Просто не выросли, наследственный порок. Ей, конечно, очень непросто, но она, как кажется со стороны, идет по жизни легко, весело, с искренним интересом. Ногами одевается, ест, пишет, рисует. В школе у нее хорошие оценки, мечтает стать специалистом по компьютерам. У нее много друзей.

Материал Лидии Панфиловой и Бориса Каулина глубоко тронул наших читателей. Газета получила много откликов с вопросами, добрыми пожеланиями, сочувствием. Мы почувствовали, что не можем оставить эту тему. Было подготовлено еще несколько публикаций, имевших большой резонанс. А в последнем номере "Челябинского рабочего" за 2000 год мы назвали Ляйсан человеком года.

Между тем в ее судьбе назревали серьезные перемены. Дело в том, что в данном интернате ребята-инвалиды могут жить только до тех пор, пока они учатся в школе. После ее окончания у них очень жесткий выбор: на работу или в дом престарелых. Ляйсан без специальной подготовки работу найти практически невозможно. Значит, в дом престарелых? Мысль о том, что 16-летняя способная девушка окажется там, привела нас в ужас.

Лидия Панфилова и Борис Каулин рассказали об этом читателям. Газета обратилась к ним с предложением: давайте все вместе купим ей квартиру, где она сможет жить после окончания школы. В одном из челябинских банков был открыт специальный счет, начался сбор денег. Несколько наших сотрудников стали ежемесячно переводить на него по 50 рублей. Приличную в целом сумму перечислили на счет Ляйсан наши читатели. Редакция выделила на это дело около 40 тысяч рублей. Однако на покупку квартиры денег не хватало.

В это время в Челябинске проходила выставка фотографий, среди которых самой яркой и трогательной была серия высокохудожественных снимков нашего фотокорреспондента Бориса Каулина, рассказывающая о Ляйсан. Он показал ее на школьном уроке, на отдыхе, за едой… Эти фотографии увидел мэр Челябинска Вячеслав Тарасов.

Помните, в годы перестройки по разным телеканалам часто демонстрировали сюжеты, рассказывающие, как высшие московские начальники играют в футбол, купаются в проруби, разводят пчел? Им хотелось, чтобы москвичи увидели в них нормальных, живых людей, а не чиновных бонз вроде прежних мумий из партийной верхушки КПСС. Вячеславу Тарасову этого доказывать не требовалось. Он никогда не скрывал, что любит спорт: вместе с горожанами участвует в массовых забегах, активно играет в ветеранской баскетбольной команде. Его знают как ценителя джаза, посещающего концерты и поддерживающего музыкантов. Таких фактов очень много.

Он и в этот раз продемонстрировал потрясающую способность искренне поддерживать добрые дела, живо реагировать на чужую беду: прямо на фотовыставке мэр пообещал выделить недостающие деньги для того, чтобы купить Ляйсан квартиру. Вскоре это было сделано. Примерно через месяц мы с его первым заместителем Альбертом Еналеевым вручили Ляйсан ключи от двухкомнатной квартиры. Челябинская мэрия взялась обставить ее мебелью, обустроить с учетом индивидуальных особенностей будущей хозяйки.

Обо всем этом, конечно же, было рассказано нашим читателям. Думаю, что это вызвало у них добрые чувства. Мы решили и дальше следить за судьбой Ляйсан. Девочкой заинтересовались в Челябинском государственном университете, где успешно действует факультет доступности высшего образования, дающий инвалидам современные специальности. Лидия Панфилова ведет переговоры с одним петербургским институтом, ученые которого, может быть, смогут изготовить для Ляйсан необычные протезы. И каждую ступеньку на этом сложном и драматическом пути вместе с газетой проходят читатели.

Начиная главу, я говорил, что эти газетные акции - не маркетинговые ходы, они подсказаны самой жизнью. Тем не менее нужно признать, что они очень существенно способствуют продвижению газеты, создавая ей имидж живого, динамичного, искреннего издания. Читателям хочется быть вместе с такой газетой, участвовать в ее ярких и интересных делах. Такой стимул действует эффективнее самой мощной рекламы.

Читай, пока молодой

В последние годы характер наших массовых мероприятий меняется: с учетом требований рынка они становятся все более прагматическими, нацеленными на практический результат. При их организации учитываются данные маркетингового исследования, которое помогло нам определить перспективные читательские группы - предпринимателей и молодежи. Первые интересны тем, что у них есть деньги и они способны оплатить постоянно растущую стоимость подписки, а у вторых есть будущее.

Что касается предпринимателей, мы решили более четко и последовательно отстаивать их интересы. Если раньше, скажем, газета могла пройти мимо проблемы обновления кассовых аппаратов, нового порядка налогообложения магазинов или "отметиться" по этим "горячим" для предпринимателей поводам небольшой заметкой, теперь мы стали уделять им гораздо больше внимания. Со страниц газеты зазвучал голос не только руководителей крупнейших предприятий области, как было заведено испокон веку, но и владельцев киосков, магазинчиков, лидеров их объединений. В сложные моменты противостояния с местными властями "Челябинский рабочий" помогает им формулировать и озвучивать их корпоративные требования. Поэтому все больше предпринимателей видят в нашей газете союзника.

Совсем другое дело - молодые читатели. Они легки на подъем, отзывчивы, всегда готовы "потусоваться". Главное - найти интересный повод. Как мне кажется, нашей службе тиража это удается.

Первая попытка выйти на молодого читателя была предпринята в 1998 году. В честь 90-летия "Челябинского рабочего" мы решили подарить молодым челябинцам вечеринку в модном ночном клубе "Багира". Айвар Валеев и Екатерина Минеева (они тогда вели в "Челябинском рабочем" еженедельную молодежную вкладку "Команда") прекрасно все продумали и организовали. В "Багиру" был приглашен модный ди-джей из Швейцарии, ребята не только танцевали, но и участвовали в различных конкурсах. Они, конечно же, были посвящены "Челябинскому рабочему", и нам было радостно видеть, что многие молодые челябинцы неплохо знают историю и сегодняшний день газеты, которая до тех пор считалась "изданием для начальников".

Несомненной удачей можно считать турнир по боулингу для студентов челябинских вузов, впервые организованный в 2000 году. Тогда боулинг в Челябинске был модной новинкой - волнующей, манящей, но для большинства молодых людей из-за чрезвычайно высоких цен практически недоступной. Мы решили использовать это привлекательное обстоятельство.

Я встретился с руководителями челябинского "Боулинг-центра" Олегом Хисматулиным и Игорем Кажурой. Это было первое такого рода заведение в городе, однако уже строились другие, конкуренты, можно сказать, толпились у порога. Поэтому руководители "Боулинг-центра" охотно приняли нашу идею: она обещала "привязать" молодежь именно к их заведению. Руководитель службы тиража Илья Ананьев и маркетолог Ирина Дубовец отлично продумали организацию турнира, и он удался на славу.

Практически все вузы выставили на турнир команды, состоящие из трех человек. Точнее, ничто их не выставлял, студенты сами подписывались на "Челябинский рабочий" (непременное условие участия в турнире) и объединялись в тройки. К ним присоединилась команда молодых подписчиц, работающих на Челябинском электрометаллургическом комбинате, и три молодых сотрудника редакции. Участникам турнира была предоставлена возможность провести несколько тренировок. О каждой мы рассказывали в газете, заодно знакомя читателей с правилами игры в боулинг. В общем, турнир оказался в центре всеобщего внимания. На открытие съехались корреспонденты почти всех челябинских телекомпаний и радиостанций. Каждой команде вручили по ящику пива, без которого, считают специалисты, боулинг немыслим. Победителей ждал солидный призовой фонд - видеомагнитофон, стереомагнитола, микроволновая печь, годовые абонементы в бассейн, билеты в модные досуговые центры. Награждение вылилось в веселую молодежную вечеринку. У ребят было отличное настроение. Почти все говорили: "Мы обязательно подпишемся на "Челябинский рабочий", чтобы через год еще раз участвовать в таком турнире". И турнир действительно состоялся еще раз, собрав еще больше участников. Все они стали добрыми друзьями нашей газеты и ее постоянными подписчиками.

А в декабре 2001 года газета пригласила своих молодых читателей в челябинский клуб "Арбат". Он расположился в здании, где когда-то был ресторан, потом - магазин, дискотека. Наконец, его владельцы решили открыть молодежный клуб. Им надо было как-то объявить об этом. Вот наша служба тиража и предложила им провести в новом клубе вечеринку для молодых читателей "Челябинского рабочего". Условия: газета зазывает в клуб своих подписчиков, подробно рассказывая на своих страницах о новом заведении, а "Арбат" гостеприимно их принимает и угощает. Менеджеров клуба такие условия устроили.

На призыв газеты откликнулись несколько десятков молодых читателей. Среди них были не только челябинцы, но и жители других городов и районов области. Собрать их вечером не получилось, поэтому мы пригласили их в "Арбат" к 11 утра, назвав наше мероприятие суперутренником для молодых подписчиков. В клубе их ждали встречи с журналистами "Челябинского рабочего", веселая лотерея, музыка, дегустация французских вин, бесплатные пиво и пицца.

О том, что утренник прошел на хорошем уровне и достиг цели, говорят два факта. Когда спустя несколько месяцев наша служба тиража организовала вечеринку для молодых защитников Отечества (это было 23 февраля), на нее пришли многие гости "Арбата": они решили везде и всегда быть с газетой. Еще одно свидетельство: в редакцию стали звонить руководители других молодежных заведений. Они спрашивали, почему редакция выбрала "Арбат", предлагали для подобных мероприятий свои заведения. И позднее мы воспользовались их предложениями.

Управление читателями

Укрепление читательского ядра, мощное продвижение газеты, улучшение ее имиджа - очевидные, но не исчерпывающие результаты большой и очень хлопотной работы с читателями. Со временем обнаружился еще один положительный эффект. Он проявился в ходе моих встреч с различными предпринимателями. Нередко после визита в наше рекламное агентство или к кому-нибудь из корреспондентов они заглядывают к главному редактору и сообщают интересные вещи. Оказывается, они внимательно присматриваются к местной прессе и даже изучают ее. Только после этого предпринимаются какие-то конкретные шаги. Чаще всего они ведут к "Челябинскому рабочему". Предприниматели выбирают нашу газету в свои партнеры потому, что считают ее динамичной, творческой. Им нравится, как мы работаем со своими клиентами (на нашем языке - с читателями), что мы действуем рыночными методами. Такая оценка дорогого стоит.

А кое-кто просто считает сотрудников нашей службы тиража лучшими в Челябинске специалистами по работе с клиентами. Такие обращаются в редакцию с просьбами: помогите привлечь публику, например в интернет-кафе или новые магазины. И мы беремся за это дело, если оно попутно помогает нам решить свои задачи.

Интересный факт: одна из местных газет, в результате непродуманных преобразований растерявшая читательское ядро, после безуспешных и дорогостоящих попыток вернуть читателей полностью скопировала наши методы массовой работы в ходе подписной кампании. Не знаю, как это ей поможет. А мы приняли решение усилить работу в этом направлении, пополнив свой и без того обширный арсенал.

Мы хотели бы еще более тщательно и эффективно работать со своими читателями. Цель - освоить то, что в маркетинге называется "управление клиентами". Пока добиться этого трудно, поскольку редакция даже не располагает адресной базой своих подписчиков: почта, проводящая основную подписку, не желает ею делиться. Думаю, в ближайшее время эта проблема будет решена, и мы шагнем на новую ступень.

Контактная информация:
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright (c) 2004