В библиотеку

ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ


На нашем сайте публикуются самые интересные статьи из журнала "Журналистика и медиарынок"
Читать статьи...










«Пять советов молодому журналисту»

1. СПРАШИВАЙТЕ И УТОЧНЯЙТЕ! КОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ. ИЩИТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
Как бы ни был высок уровень вашего образования, рядом всегда найдутся люди, которые знают о ситуации или проблеме больше, чем вы… И это должно вас радовать, а не огорчать, потому что именно они при определенных обстоятельствах могут стать вашими персональными экспертами-консультантами: в самую трудную минуту помогут, объяснят, уточнят, прокомментируют… Комментарий из уст специалиста в любой аудитории ценится больше, чем журналистские размышления. Они придают любой публикации весомость, убедительность, доказательность… Иметь «своих» экспертов – это шаг к высокой общественной оценке, показатель того, что профессионалы из других сфер вас уважают и готовы поделиться своими соображениями… Сотрудничество с экспертами «капитализирует» авторитет журналиста… Партнерство в разработке какой-либо сложной темы может существовать довольно долго, если вы сумеете показать, что цените квалификацию эксперта, его время и отношение к вашему изданию.

2. ДАЙТЕ СЛОВО СВОЕМУ ГЕРОЮ…
Участвуя в работе разнообразных жюри, среди самых распространенных ошибок в представленных работах отмечаю стремление молодых (да и не только молодых) коллег постоянно переводить прямую речь в косвенную. Особенно ярко это проявляется в двух жанрах – зарисовка и портрет… Иногда мне кажется, что я даже вижу, как мается перед компьютером коллега-журналист, сгибается под грузом житейских ситуаций и разнообразных деталей: и эту историю не забыть, и вторую, и третью… а еще – мнения людей о герое… а еще свои впечатления от встречи… и еще, еще… Так появляется материал в жанре школьного изложения, то есть письменного пересказа. И выходит из-под пера автора история, каких сотни, а может, и тысячи: детство, родители, школа, выбор профессии, жизненные трудности, а то и испытания… Все, вроде бы, правильно, и герой – человек интересный, а читать – скучно: кажется читателю - всё это он уже слышал или читал…Прямая речь – важнейший профессиональный прием, который дополняет характеристику персонажа: как человек о себе рассказывает, как мыслит, чьи слова стали для него в жизни самыми важными, есть ли жизненные правила, которыми он руководствуется. Все это важно услышать из первых уст. И практически дословно передать… Прямая речь сделает материал убедительным. Прямая речь придаст тексту особый ритм, потому что он – разный у свидетельства в репортаже, например, и в воспоминаниях, без которых не обойдется ни один портрет. Цитаты и диалоги привлекут к вашему материалу внимание читателя. Дайте слово человеку, о котором рассказываете – и пусть даже в печатной публикации прозвучит его голос!

3. ИНТЕРЕС К СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА – ПРОВЕРКА НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ.
Те, кто долго пребывал в статусе «диктофон на ножках» (не обижайтесь, но так иногда говорят о журналистах из «групп сопровождения» - прибежал, дождался подхода начальства к представителям прессы, записал, вернулся в редакцию, расшифровал и сдал в секретариат) испытывают определенные сложности при выходе на другой уровень. Общения с людьми, которые могут стать героями зарисовок или портретов, на первых порах тоже сводится к привычному «приехал, записал, расшифровал»… Поверхностное изложение услышанного идет от неумения спрашивать и отсутствия реального интереса к судьбе человека. Интерес – это прежде всего желание узнать и понять… Истории судеб людских всегда интересны аудитории. Выбирая героя для публикации, мы (а с нами – и читатели) хотим узнать, каков его жизненный опыт, понять, чем руководствовался он в жизни, принимая важные для себя решения… Судьба у каждого своя – и только из вашего материала читатель поймет, в чём же уникальность судьбы и характера человека, о котором вы рассказываете, поймет, почему именно его выбрали вы в качестве героя публикации…

4. СТАРАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ.
Вот уже второй десяток лет в нашей профессиональной среде обсуждаются плюсы и минусы практики универсального журналиста. Любой, даже самый молодой коллега хорошо понимает, какие требования предъявляет к журналисту эта концепция. А вот существует ли универсальный читатель?.. Для кого мы работаем?.. Практика показывает, что у любой газетной публикации читатель чаще всего - «свой» и читательская аудитория – тоже своя: различаются они по возрасту, интересам, собственной активности… Этим советом я хотела бы напомнить правило, знакомое всем молодым журналистам еще с университетских времен: работаете над материалом – сразу представляйте своего читателя, «визуализируйте» его образ, адресуйте свою публикацию определенной целевой группе – этим вы значительно облегчите свою задачу в процессе подготовки и найдете заинтересованного, а не безразличного читателя.

5. ОПАСАЙТЕСЬ ПРОСЛЫТЬ БЕСЦЕРЕМОННЫМ…
Это только кажется, что журналистика – одна из самых свободных профессий. Под защитой своего издания многие молодые журналисты ведут себя весьма развязно и беззастенчиво, не стесняя себя соблюдением правил приличия, этикета, норм журналистской этики, наконец… Но во все времена срабатывает поговорка: «Добрая слава лежит, а дурная - далеко бежит…» И о нас с вами окружающие судят не только по тому, какой ты профессионал, но и по тому, какой ты в общении человек: уважаешь ли ты чужое мнение, даже если оно с твоим не совпадает? Умеешь ли сочувствовать чужому горю или не сильно задумываешься о том, что активным вторжением в частную жизнь человек с диктофоном/микрофоном в руке эти горестные моменты утяжеляет?.. Специалисты утверждают, что воспитанность и душевное здоровье неразрывно связаны… Наверное, есть смысл почаще на себя и своих коллег смотреть со стороны…

Контактная информация:
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright (c) 2004