В библиотеку

ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ


На нашем сайте публикуются самые интересные статьи из журнала "Журналистика и медиарынок"
Читать статьи...










Глава из выпускной квалификационной работы «Активная позиция телевизионных журналистов в решении проблем наркомании среди молодёжи: опыт и рекомендации»

Антон Лунев,
выпускник факультета журналистики и массовых коммуникаций Нижегородского филиала Университета Российской академии образования (2011)

Несколько слов – об авторе работы:

Выпускник НФ УРАО имеет за своими плечами большой опыт профессиональной работы на нижегородском телевидении. Среди особых его заслуг – победа телепрограммы "Дети против наркотиков" в номинации "Мир без наркотиков!" на Международном фестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики "ДетективФЕСТ" ("Закон и общество") в 2010 году.

В процессе работы над проектом «Дети против наркотиков» автор и вся творческая группа столкнулись с множеством сложностей, которые возникают у каждого молодого журналиста, начинающего осваивать сложную социальную проблематику. Тогда у нас и возникла идея осуществить попытку систематизации профессиональных представлений о том, каким требованиям должна отвечать работа современного журналиста, пишущего на тему наркомании, с последующим обобщением рекомендаций, которые могут быть полезными и другим журналистам.

Встречи и беседы автора дипломного сочинения с коллегами-журналистами, их оценки своей работы и работы коллег, помогли автору сформулировать рекомендации для журналистов, работающих в данном проблемном поле.

Надеемся, кому-то они помогут сделать уверенные шаги в журналистике на пути к профессионализму…

Наталия Скворцова,

руководитель дипломной работы,

директор Центра журналистских технологий


Активная позиция телевизионных журналистов в решении проблем наркомании среди молодёжи: опыт и рекомендации.

По мнению одного из самых известных журналистов и политологов страны Виталия Третьякова, “Наркомания и наркомафия сегодня в России это:

1) наркобизнес;

2) наркополитика;

3) наркокультура;

4) нарконаселение, то есть многомиллионный слой наркозависимых людей, живущих по существенно иным, чем нормальное общество, законам”1 (Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., изд. Ладомир,2004, стр. 478)

Такое масштабное пониманием проблемы свойственно далеко не каждому журналисту. Для того, чтобы сверить своё понимание проблемы с оценками коллег, имеющих большой опыт работы в этом сложном поле, автор данной работы решил провести серию интервью с известными и влиятельными нижегородскими журналистами, активно работающими в данном проблемном поле.

Принять участие в опросе согласились следующие коллеги:

  1. Александр Евгеньевич Резонтов - директор информационного вещания телекомпания «Волга»;
  2. Светлана Владимировна Владимирова - тележурналист, автор публицистических программ «Территория закона», «Территория без наркотиков», «Война в стране доз», автор фильма «И всё-таки я верю», режиссёр, член Союза журналистов Российской Федерации;
  3. Елена Владимировна Лебедева - директор Рекламно - информационного агентства «Время-Н»,
  4. Марина Ивановна Вагина - журналист, на время проведения интервью - главный специалист - эксперт группы информационно – общественных связей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области.

Изучив комментарии интервьюируемых, считаем нужным структурировать их рекомендации с учетом специфики жанров, в которых коллеги работают:

Новости, аналитическая программа (Резонтов А.Е.)

Авторская публицистическая программа (Владимирова С.В.)

Общественный телефорум, акция (Лебедева Е.В.)

Специализированная медиагруппа или пресс-служба (Вагина М.И.)

В выпусках телевизионных новостей в первую очередь принято сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики и экономики, а также о событиях, резко отклоняющихся от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки и криминал. Главным для любой новости считается событие – «значительное явление, факт общественной или личной жизни».1 Специфике работы журналистов современного событийного ТВ в освещении проблемы наркомании было посвящено интервью с известным нижегородским тележурналистом (телекомпания «Волга») А.Е. Резонтовым.

ИНТЕРВЬЮ 1

- Александр Евгеньевич, почему сейчас так важно говорить о наркомании? Может, опоздали мы?

Резонтов: Да, думаю, что мы во многом опоздали. Не вина в этом журналистов, но то, что опоздали – факт. Нужно минимизировать это запоздание, которое сложилось в обществе. За последние года проблема наркомании «замылилась», то есть об этом продолжают говорить, но никакой реакции в обществе не наблюдается. Совершенно очевидно, что наркомания, как и алкоголизм, молодеют - и возраст, тех, кто пробует первые дозы, очень юн. Все это понимают, но, как мне кажется, необходимые действия для принципиального изменения к лучшему не предпринимаются. В какой-то мере «взорвала ситуацию» история с курительными смесями. Ситуация, при которой потребовалась настойчивая деятельность журналистов, активность всего общества. Задачей возникавших тогда дискуссий и иных форм проявления общественной активности являлось – доказать людям в погонах, отвечающим за пресечение сбыта наркотических средств, что легальное распространение курительных смесей приведёт к очередной трагедии. Не все понимали, что это серьёзно. Вот зачем нужно было журналистам постоянно об этом твердить, что-то проверять и расследовать, где-то доказывать свою правоту, чтобы там, на федеральном уровне приняли кардинальное решение и запретили распространение смесей.

К сожалению, реакция общества по отношению к этой беде сегодня, сейчас практически сведена к нулю. И мы не должны этого допустить, мы должны помочь обществу, хоть как-то… но с каждым днём это делать все сложней…а так хочется поддержки ещё и сверху, помощи властных структур, федеральных агентств.

- На экране, да и в печатной прессе зачастую представлена “ событийность”, то есть рассказ о произошедшем событии - захват наркопритона сотрудниками МВД и ОМОНА, статистика количества изъятых наркотиков, сжигание килограммов марихуаны. Килограммы здесь, граммы там, количество за год. Что это даёт? Не надоела ли телезрителям эта статистика? Вслушиваются ли они в эти цифры, запоминают ли?

Резонтов: Да, я с Вами и здесь абсолютно согласен! И больше того, ловлю себя сейчас на мысли, что информация об этих килограммах изъятых наркотиков уже не такой активный интерес вызывает с точки зрения подачи и формирования программы новостей, отходит на второй план. Нужно внимание к таким материалам, а, если есть необходимость, то и явное вторжение в решение этой проблемы не исключено. Нужна помощь конкретным людям? Окажите её по возможности и способности. Воздействие на судьбы людей должно быть. К этому нужно стремиться. И лучше где-то пропустить статистику и добавить профилактики. Надо об этом говорить, чтобы люди, которые делают первые опасные шаги, одумались. Необходимо подавать данные материалы так, чтобы родственники наркозависимых ребят, люди, более умудрённые жизнью, могли вовремя сказать своим детям – СТОП! Безусловно, здесь многое зависит от журналистов и, я думаю, что в этом направлении мы все вместе недорабатываем….

- Александр Евгеньевич, Вы как директор информационного вещания лучше других представляете характер работы корреспондентов? Что получается и чего не удаётся журналистам, работающим над материалами по этой теме?

Резонтов: Если говорить о новостях, то здесь основная причина журналистских неудач - это нехватка времени. Из-за этого многое не получается. Все спешат на выпуск, всем нужно быстрее написать материал, смонтировать его, отсюда и получаются ошибки. Если бы была возможность остановиться и оглянуться, чтобы проверить всё по порядку, то ошибок было бы меньше. Иногда новостийщики слишком много времени уделяют статистике в своих материалах, про судьбу человека можно услышать нечасто. А ведь судьбы людей во всех смыслах интересны не только родственникам, но и зрителю. Не удаётся откликнуться на беду журналистам из-за нехватки времени и немногочисленного штата сотрудников – это первое. Вот такое оправдание чисто для новостной журналистики. Второе: равнодушие в обществе породило равнодушие и в телевизионной журналистике. Порой, молодой журналист готовит материал ради того, чтобы «отписаться», то есть быстро сделать сюжет и пойти домой - из-за такого отношения мы упускаем очень многое. Я убеждён, что каждый такой негативный пример приводит к всеобщему безразличию к этой проблеме.

- Подводя итог нашей беседы, не могли бы Вы дать некоторые рекомендации для начинающих и уже работающих журналистов о том, как надо писать о наркомании? КАК нужно снимать? КАК показывать?

Резонтов: Во-первых, наркомания – это болезнь! И в этом смысле освещение данной темы должно быть деликатным. Но болезнь эта общественно-опасная. Болезнь достаточно страшная. Поэтому при деликатном и щепетильном отношении к конкретной судьбе человека, мы должны быть безжалостны, бескомпромиссны и жёстко настроены в обращении к наркоторговцам и преступникам, которые связаны с наркотиками, которые их распространяют и продают. Бить наотмашь, как говорится. Потому что такой циничный способ получения денег просто отвратителен и ничтожен. Здесь весь журналистский арсенал должен быть использован.

Во-вторых, нужно плотнее работать со службами по борьбе с наркотиками. При всех наших замечательных отношениях с этими службами, мы все вместе недорабатываем. То управление по борьбе с наркотиками уходят в рутинную переработку материалов, то мы не в состоянии скооперироваться с ними, чтобы сделать полезный телесюжет или программу. Нужно взаимодействовать. Нужно работать вместе и помогать друг другу, чтобы помочь обществу.

В-третьих, не бойтесь! Не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь это показывать, это показывать нужно! Не бойтесь добиваться правды!

Если А.Е. Резонтов сформулировал рекомендации, которые, по его мнению, будут полезны журналистам информационных программ, то интервью с автором телевизионных программ «Территория закона», «Территория без наркотиков», «Война в стране доз», автором фильма «И всё-таки я верю» С.В. Владимировой предполагало возможность сформулировать соответствующие рекомендации для публицистических программ. Если в области информационной журналистики в центре внимания журналиста – единичный факт, то объектом рассмотрения публициста является группа фактов, связанных между собой, и выявляющие тенденции в жизни общества. Журналист при подготовке публицистической программы выявляет причинно-следственные связи, использует факты как аргументы в цепи доказательств. Факты становятся средством обоснования позиции журналиста, его отношения к какой-то важной общественной проблеме.

ИНТЕРВЬЮ 2

- Светлана Владимировна, у Ваших программ очень мощная энергетика. Какой сигнал обществу подают телепроекты? Почему на сегодняшний день так важно говорить об этом?

Владимирова : Об этом нужно говорить всегда. И вообще, на мой взгляд, мы очень многое упустили в антинаркотической пропаганде и профилактике. Мне, кажется, что мы уже проиграли войну против наркоагрессоров, которые нас просто задавили и нажимают на самое больное… на наших детей. А говорить надо было об этом ещё давно, тогда когда наркомания только-только начинала поднимать свою страшную голову. А оценивая работу СМИ, смею заметить, что они совершают преступление, настоящее преступление, потому что они совершенно инертны к этой теме. Я не считаю это правильным. Для себя же я не вижу возможности остановиться и не делать того, что я делаю, то есть бороться против наркомании.

- Считаете ли Вы нужным прямое участие журналиста в решении этой проблемы? Если – да, то в какой форме?

Владимиров : Моя задача как педагога – это профилактика. Я должна доводить информацию как педагог и как социальный журналист точечно до каждого подростка, до каждого наркозависимого, до их родителей, родственников, друзей, то есть практически до всех. Такого посыла я придерживаюсь изначально. Это должна быть не просто передача, в которой мы видим обзор деятельности антинаркотических служб (сожгли, например, где-то энное количество героина или марихуаны), это должна быть профилактическая программа. Ну, что позитивного добавит мой репортаж, если я скажу, что где-то обнаружили притон? Да, покажу это. Да, расскажу об этом жёстким голосом. Да, найду тревожную музыку на монтаж. И что? Мне всегда было интересно изучать причину и следствие и показывать всё это нужно на примере каких-то судеб, через которых прошла эта беда.

- А не будет ли у журналиста проблем с законом? Вторжение в частную жизнь? Закон о СМИ? Права человека?

Владимирова: Конечно это очень важные законы. И мы не нарушаем их. Кстати, Вы, знаете, когда мы недавно создавали один из циклов передач о наркомании, уже ни один наркозависимый, из принимающих участие в программе, не просил скрывать своё лицо! Пришло время говорить об этом в открытую, они сами хотят, чтобы мы, телевизионщики, журналисты рассказывали о них, об их проблеме, чтобы помочь кому-то другому, прервать у кого-то поползновение к этому страшному зелью, уберечь кого-то от того, чтобы не вступить в ряды наркоманов. Они открывают лица! Это уже их гражданская позиция. И я считаю, что мы ничего по законодательству не нарушаем, а наоборот помогаем им, помогаем приобрести право на здоровье. А главное пытаемся дать право на жизнь.

- Какие рекомендации по созданию программ в такой сложной области могли бы вы дать тем журпналистам, кто считает своим долгом принять участие в решении этой задачи?

Владимирова: Основная рекомендация – зов твоего сердца. Если ты чувствуешь свою ответственность, если ты хочешь что-то сделать, если у тебя есть что сказать и как сказать, это уже и есть то самое средство, тот самый нужный метод. Если это всё подкреплено этой идеей, весь твой опыт, все твои знания, если подкреплено вот этой моральной составляющей, то всё получится. Я всегда говорила молодым журналистам: «Учитесь чувствовать, будьте чувствительными людьми. И, когда, журналист прочувствует сам какую-то боль или проблему, то он сыграет большую роль в становлении самого себя, ему будет легче об этом писать»

- А как психологически воздействовать на зрителя при подаче материала данной проблематики? Есть ли какие-то методы?

Владимирова : Откровенное запугивание. Эта позиция даже схожа с позицией наркоконтроля. А по мне так кроме страха и любви в жизни и нет ничего! Есть любовь и есть страх. Если эти две составляющих присутствуют, то дело должно пойти…. Напугать, чтобы не случилось беды и протянуть руку помощи, любви, заботы, чтобы дать понять человеку, что он нужен обществу и близким ему людям. Осознание того, что он кому-то нужен, проявит положительные результаты в большинстве случаев спасения наркозависимых. Я всегда была приверженцем шоковой терапии, потому что, если не запугать, наркоман уйдёт туда, ближе к дороге смерти. Информация реальная, порою даже жестокая должна помочь нам остановить эту наркотическую войну.

Активная роль современного телевидения в формировании общественного мнения реализуется через разнообразные типы программ. Исследования показывают, что аудитория положительно принимает так называемые интерактивные программы, в которых каждый зритель может при желании принять какое-то участие – высказать свое мнение посредством телефонных опросов, дать рекомендации по вопросам, в которых считает себя специалистом, осуществить конкретную помощь конкретным людям. Зарекомендовавшая себя форма телевизионного марафона несколько лет назад появилась в нижегородском эфире, устойчиво в нём закрепилась. Марафон – это способ привлечения внимания общества к самым серьёзным проблемам, коллективное исследование проблемы.

Анализу опыта проведения телевизионного марафона, посвященного проблеме наркомании в современном обществе, было посвящено интервью с директором ИА «Время-Н» Е.В. Лебедевой.


ИНТЕРВЬЮ 3

- Елена Владимировна, скажите, пожалуйста, что для Вашего информационного агентства означает включённость в освоение новых проблем, подготовка материала на тему наркомании среди молодёжи? Почему нужно затрагивать такую тему безотлагательно сегодня?

Лебедева: Об этом нельзя не говорить! Говорить обязательно нужно! Гибнет общество, наши дети. Мы, конечно, понимаем, что средства массовой информации не могут остановить эту беду и как-то коренным образом изменить ситуацию, но бездействовать нельзя…. Наши программы не ориентированы на людей, уже употребляющих наркотики, мы скорее работаем в профилактических целях. Наша задача - «достучаться» до тех, кто находится пока в возрастной зоне риска. К участию в наших антинаркотических телевизионных марафонах мы стараемся привлечь всех представителей разных ведомств и учреждений, которые борются с наркоманией и помогают подросткам встать на верный путь, в том числе мы приглашаем людей принять участие в марафонах из наркологических центров, центров по реабилитации и лечению, как частных, так и государственных. На этих встречах мы делимся с активными зрителями методиками выявления болезни, методиками её лечения, ориентируем их на помощь друг другу, не забываем никого. Плюс к этому раздаём адреса наркозависимых, чтобы через сотрудников центров как-то повлиять на решение социальной проблемы. По моему мнению, так может выглядеть вклад СМИ в решение этой проблемы…

- Вы - директор крупного информационного агентства. Материалы своих сотрудников Вы читаете и отсматриваете практически каждый день. На Ваш взгляд, что удаётся молодым журналистам, а что у них не получается при создании материалов на такую тему как наркомания среди молодёжи?

Лебедева : Обычно,когда неопытный человек начинает делать телевизионные проекты, то заметны все ошибки. Наркотики – это ведь такая «благая» тема для журналиста. Статистику дадим, ужасы всякие покажем, - и все, программа состоялась… А по сути – ноль… И видишь такие программы, когда начинаешь участвовать в каких-то конкурсах и смотришь все работы подряд… Тогда и фиксируешь чей-то удачный режиссёрский ход, пронзительную интонацию программы, задача которой – достучаться до каждого, пронзить зрителя в самое сердце тревогой о детях, начинающих употреблять наркотики… тут и делаешь определённые выводы, чтобы в дальнейшем не допустить грубых ошибок.

Самое сложное – это поиск индивидуального подхода , вот что чаще всего не удаётся начинающим творцам и журналистам. Это самое сложное, потому что я Вас уверяю, шприцы есть во всех программах. И это показывает, что уйти от кондового способа подачи материала – весьма сложно.

- Как Вы относитесь к тому, что с экрана телевизора и со страниц газет к нам приходят «одноразовые» сюжеты и репортажи на тему наркомании – нет у них дальнейшего развития, нет продолжения истории, а лишь одна статистика и факты задержаний? Как Вы относитесь к высказываемой коллегами идее о необходимости прямого вмешательства журналиста в жизнь наркозависимых?

Лебедева: Вы знаете, у нас есть очень хороший коллега, партнёр и друг – это генерал-лейтенант полиции ФСК, Александр Георгиевич Михайлов, он сейчас в отставке. Он убежден, что нужно вмешиваться в ситуацию и её инициировать. Мы с Вами не просто должны «осветить» проблему, но должны уметь прогнозировать её решение, инициировать общественно важные акции. Например, почему бы на страницах газет журналистам не объявить бы конкурс на тему: «Почему я не хочу употреблять наркотики» и предоставить в виде сочинения или эссе. Почему бы не связаться со школами, с министерством и департаментом образования и провести антинаркотическую акцию во всех школах и высших учебных заведениях, во Всемирный день борьбы с наркотиками? Пусть ребята пишут свои работы, потом лучшие материалы будут опубликовывать городские и областные газеты. Почему нет? Мы таким простым и абсолютно незатратным способом инициируем профилактический процесс. Поэтому я считаю, что журналисты обязательно должны участвовать в решении проблемы, мы должны быть инициаторами ситуаций, а непросто освещать.

- А Вам не кажется, что прямое вмешательство журналистами в частную жизнь наркомана может кем-то расцениваться как нарушения прав человека?

Лебедева: А вы спросите об этом матерей, чьих дети употребляют наркотики… Да они только «За» будут, чтобы нарушались права их ребёнка на свободу употребления наркотиков, причём независимо от того, сколько лет ребёнку, пятнадцать или двадцать пять. Я считаю, даже, если мы здесь нарушаем, то давайте нарушать во благо.

- В завершении разговора хотелось бы получить конкретные рекомендации по созданию материалов на данную тему? КАК об этом писать? КАК снимать? ЧТО показывать?

Лебедева: Вы знаете, мне однажды моя учительниц лет пятнадцать назад вот на такой же вопрос ответила следующее: «Наступит такой момент, когда ты научишься слушать себя. Когда у тебя мурашки бегут по телу во время съёмок, слёзы наворачиваются и, когда во время монтажа тебе не всё равно, то это, значит, есть правильно». И я могу ещё добавить, что писать нужно грамотно, как порой сейчас шутят, применение литературного языка приветствуется, и самое главное, чтобы материалы готовились небезразличным человеком. Ещё нужно камеру полюбить как себя. Это тоже важно для телевизионной журналистики. Если Вы с ней (с видеокамерой) подружитесь, станете лучшими друзьями, то материалы будут достойные. И, конечно, нужна хорошая, слаженная команда. Команда единомышленников. Потому что, если Вы, как журналист, снимаете и готовите сюжет или программу на определённом высоком уровне, а остальные участники не ваши единомышленники и относятся к работе халатно, брезгливо, безынициативно - материал будет никчёмный. Вы не получите того, что хотели. Так что организаторские способности являются тоже неотъемлемой частью профессиональных качеств журналиста.

Специфика работы различных пресс-служб предполагает активное сотрудничество с журналистами и средствами массовой информации, а результаты этой работы (совместные проекты, газетные публикации, теле- и радиопрограммы и др.) дают возможность системного понимания того, какое место та или иная проблема занимает в прессе.

Интервью с журналистом по профессии, на период встречи - главным специалистом группы информационно – общественных связей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области М.И Вагиной, было рассчитано на получение рекомендаций эксперта по освещению проблем наркомании в современных СМИ.

ИНТЕРВЬЮ 4

- Марина Ивановна, скажите, пожалуйста, какова, на Ваш взгляд, технология подготовки журналистского материала журналистами на тему наркомании? Как Вы оцениваете значение публикаций, телевизионных сюжетов, различных антинаркотических акций, в подготовке и проведении которых активно участвуют журналисты?

Вагина: С одной стороны, казалось бы такая, к сожалению, распространённая тема. Пожалуйста, пиши как можно лучше, как только ты умеешь. Более того, разнообразной информации на эту тему- опять же море. Я уж не говорю про Интернет, где всё можно найти. Да и реальная жизнь каждый день подбрасывает страшные факты. И, тем не менее, при всей очевидности проблемы, при всей её наглядности, при всём том объеме информации, которая нас окружает почему-то СМИ предъявляют нам в печати и на экране те лишь скупые данные, которые идут из администрации, например, из областной. Что мы слышим и видим? Что прошло заседание антинаркотической комиссии, рассмотрены определённые вопросы, принято то - то и то - то, наркомания зло и давайте бороться со злом. Всё…

То есть – все благополучно: журналист о проблеме знает и сообщает аудитории, правительство города и области поддерживает и курирует проекты антинаркотического движения, но почему мытогда не получаем желаемой отдачи? Зачастую потому, что журналисты просто и убедительно говорить о серьезной проблеме, к сожалению, пока не умеют. И получается замкнутый круг: готовы говорить о чём угодно, но о самом простом говорить сложнее всего.

И задача основная, предназначение СМИ сегодня уже не в том заключается, чтобы рассказывать и показатьь - необходимо уже «кричать» об этой проблеме. Что должен делать журналист? Он должен показать людям эту степень риска, найти какие-то нужные слова для этого, быть убедительным и доказательным.

- А как журналист должен, используя Ваше выражение, «кричать» об этом? Я знаю, что зачастую применяются устрашающие, запугивающие приёмы при создании журналистских материалов, откровенная информация доходит до нас без всякого стеснения. Вы считаете такие «страшилки» допустимыми?

Вагина : Вполне допускаю это как один из способов. Аркадий Мамонтов, например, идёт именно по этому пути. Он делает жуткие страшилки, очень откровенные телесцены. Его фильм «Трагедию зовут коаксил» мне, взрослому человеку, просто невыносимо смотреть. Когда на этих кадрах показаны откровенные сцены уколов в загнившие вены, уколы в пах, потому что уже нет живого места у наркомана на теле, когда он представляет четырнадцатилетнего мальчишку, который не дожил до пятнадцати лет, потом – девочку-школьницу, с такой же судьбой и таким же финалом ее недолгой жизни, потом мы видим - юноша красивый, его семья, его жизнь – и вот он уже умер… Страшнее, казалось бы, быть не может… Но это - реальность, жестокая реальность. Убеждена, что всё это нужно показывать. Всё-таки СМИ – это зеркало, которое должно отражать действительность. Это не есть запугивание – это откровенность, крайняя ее степень. Как ещё можно с этим бороться, если не показывать все, как есть, я не знаю.

- Есть ли у Вас какие-то рекомендации, которыми должны руководствоваться журналисты: КАК нужно писать, снимать, показывать журналистские материалы на тему наркомании среди молодёжи?

Вагина : Да, конечно. Давайте начнём с того, что журналист должен исключить абстрактное суждение в своих материалах. Нужна конкретика, конкретные ситуации нужно рассматривать, давать конкретные цифры.

Во-вторых, давайте определяться, для кого мы пишем или снимаем - нужно чётко понимать, что и для кого предназначено, а для этого нужно разграничивать аудиторию. Осознавать, что у каждой группы – свои ожидания.

В-третьих, обязательно, чтобы журналист находился в теме. Высокий уровень подготовки журналиста, внимание к деталям, способность к выявлению причинно-следственных связей играют немаловажную роль. Он должен знать для чего свою работу делает. Материал не будут смотреть или читать, слушать, если автор публикации не был в теме.

И последнее - это личностная составляющая журналиста. Это очень личное отношение к делу. Если человек, пишущий на тему наркомании, бессердечно относится к своим материалам – он пустышка. Зачем нужна нам очередная скупая слеза бессердечности? Надо радеть за своё дело! Нужно проявить заинтересованность в подаче своего материала! Не надо думать, что написание сюжета или статьи на тему молодых наркозависимых это есть служебная обязанность перед редакцией. Почувствуйте, что Вы лично можете помочь людям, помочьрешению такой важной социальной проблемы. Что без Вас – не обойтись... Думаю, что все это называется личной ответственностью.

Интервью с журналистами, оценки деятельности коллег, работающих в таком сложном проблемном поле, каким является наркомания, рекомендации, появившиеся как результат их собственного освоения проблемы, позволяют сделать следующие выводы:

1. Все эксперты однозначно высказываются за отказ от «одноразовых» сюжетов, построенных на освещении внешней стороны проблемы (штурмы наркопритонов, работа групп захвата, сухая статистика, ориентированная на количественные показатели и др.).

2. Все собеседники убеждены в важности и результативности партнерской работы журналистов со службами по борьбе с наркотиками и иными структурами и организациями(«Нужно взаимодействовать. Нужно работать вместе и помогать друг другу, чтобы помочь обществу» - А.В. Резонтов; «Почему бы не связаться со школами, с министерством и департаментом образования и провести антинаркотическую акцию?» - Е.В. Лебедева).

3. Отмечая важность обсуждаемой проблематики для общества в целом, коллеги отмечают, что при подготовке материалов на этапе выбора темы чрезвычайно важно разграничивать аудиторию, потому что у каждой целевой группы – свои ожидания: наркозависимые, их родители и близкие люди, сотрудники правоохранительных органов и служб наркоконтроля и др. ( «Надо об этом говорить, чтобы люди, которые делают первые опасные шаги, одумались… Необходимо освещать данные материалы, чтобы родственники наркозависимых ребят, главным образом, люди, более умудрённые жизнью, могли вовремя сказать своим детям – СТОП!» - А.Е. Резонтов, «Я должна доводить информацию как педагог и как социальный журналист точечно до каждого подростка, до каждого наркозависимого, до их родителей, родственников, друзей, то есть практически до всех» - С.В. Владимирова).

4. Из материалов интервью видно, какие серьезные требования предъявляют профессиональные журналисты к работе своих коллег, осваивающих данное проблемное поле. По их мнению, сложная тема требует глубокого погружения журналистов в материал и работы с проверенной, достоверной информацией, которая должна быть представлена грамотно и доступно. («Информация реальная, порою даже жестокая должна помочь нам остановить эту наркотическую войну» - С.В. Владимирова, «Обязательно, чтобы журналист находился в теме. Высокий уровень подготовки журналиста, внимание к деталям, способность к выявлению причинно-следственных связей играют немаловажную роль. Он должен знать для чего свою работу делает. Материал не будут смотреть или читать, … если автор публикации не был в теме» - М.И. Вагина, «И я могу ещё добавить, что писать нужно грамотно, как порой шутят, применение литературного языка приветствуется» - Е.В. Лебедева, которая отмечает также важность командного подхода и коллективной ответственности за подготовку качественного и убедительного материала).

5. Все участники опроса обращают внимание на важность проявления журналистом, работающим в этой области, активной позиции («Нужна помощь конкретным людям? Окажите её по возможности и способности. Воздействие на судьбы людей должно быть. К этому нужно стремиться» – А.Е. Резонтов, «…протянуть руку помощи, любви, заботы, чтобы дать понять человеку, что он нужен обществу и близким ему людям. Осознание того, что он кому-то нужен, проявит положительные результаты в большинстве случаев спасения наркозависимых» – С.В. Владимирова, «Почувствуйте, что Вы лично можете помочь людям, помочьрешению такой важной социальной проблемы. Что без Вас – не обойтись... Думаю, что все это называется личной ответственностью» - М.. Вагина).

6. Отвечая на вопросы о методах работы, которые используют журналисты при подготовке материалов, связанных с проблемой наркомании, собеседники, в первую очередь, отмечают важность конкретизации и персонификации проблемы («Иногда новостийщики слишком много времени уделяют статистике в своих материалах, про судьбу человека можно услышать нечасто. Ведь, судьбы людей во всех смыслах интересны не только родственникам, но и зрителю» – А.Е. Резонтов, «Давайте начнём с того, что журналист должен исключить абстрактное суждение в своих материалах» – М.И. Вагина), отбирают те приемы и методы, которые работают на профилактику («Моя задача как педагога – это профилактика» - С.В. Владимирова, «Я думаю, что средства массовой информации всё-таки профилактическую работу должны проводить» - Е.В. Лебедева), но не отрицают и наиболее жесткие методы, соответствующие серьезности проблемы. («Откровенное запугивание. Эта позиция даже схожа с позицией наркоконтроля… Напугать, чтобы не случилось беды… Я всегда была приверженцем шоковой терапии, потому что, если не запугать, наркоман уйдёт туда, ближе к дороге смерти… Если ты чувствуешь свою ответственность, если ты хочешь что-то сделать, если у тебя есть что сказать и как сказать, это уже есть то самое средство, тот самый нужный метод» – С.В. Владимирова, « … это - реальность, жестокая реальность. Убеждена, что всё это нужно показывать. Всё-таки СМИ – это зеркало, которое должно отражать действительность. Это не есть запугивание – это откровенность, крайняя ее степень. Как ещё можно с этим бороться, если не показывать все, как есть, я не знаю» - М.И. Вагина).

7. Понимая сложность проблемы и осознавая, что требуется определенная деликатность в обращении с людьми и рассказом об их судьбах, в процессе беседы журналисты формулировали определенные этические требования для коллег, работающих в данной сфере («Конечно это очень важные законы. И мы не нарушаем их. …когда мы недавно создавали один из циклов передач о наркомании, уже ни один наркозависимый, из принимающих участие в программе, не просил скрывать своё лицо! Пришло время говорить об этом в открытую, они сами хотят, чтобы мы, телевизионщики, журналисты рассказывали о них, об их проблеме, чтобы помочь кому-то другому…уберечь кого-то от того… Они открывают лица! Это их такая уже гражданская позиция. И я считаю, что мы ничего по законодательству не нарушаем, а наоборот помогаем им, помогаем приобрести право на здоровье. А главное пытаемся дать право на жизнь» - С.В. Владимирова, болезнь эта общественно-опасная. Болезнь достаточно страшная. Поэтому при деликатном и щепетильном отношении к конкретной судьбе человека, мы должны быть безжалостны, бескомпромиссны и жёстко настроены в обращении к наркоторговцам и преступникам, которые связаны с наркотиками, которые их распространяют и продают. Не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь это показывать, это показывать нужно! Не бойтесь добиваться правды!» - А.Е. Резонтов, «Учитесь чувствовать, будьте чувствительными людьми. И, когда, журналист прочувствует сам какую-то боль или проблему, то он сыграет большую роль в становлении самого себя, ему будет легче об этом писать» - С.В. Владимирова, «Когда у тебя мурашки бегут по телу во время съёмок, слёзы наворачиваются и, когда во время монтажа тебе не всё равно, то это, значит, есть правильно…и самое главное, чтобы материалы готовились небезразличным человеком» - Е.В. Лебедева).«Наркомания – это болезнь! И в этом смысле освещение данной темы должно быть деликатным. Но



1 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. - М.: изд. Ладомир, 2004, стр. 478

1 Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова. - М.: 1952, стр.683

Контактная информация:
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright (c) 2004