Рабочее место в обмен на свободу слова

Эксперт Центра экстремальной журналистики Михаил Карасев подготовил для Центра экстремальной журналистики отчет «Проблемы и состояние СМИ в Тамбовской области».
Публикуем его в журнальном варианте.


Тамбовская область — один из экономически слабых аграрных регионов центра России. Демографическая ситуация достаточно сложная — население стареет, из региона больше уезжают в поисках лучшей жизни, нежели приезжают. Расстояние от Тамбова до Москвы — около 500 км. Поэтому, как правило, едут туда. Многие журналисты уже перебрались в столичные издания или на федеральное телевидение.

Население региона — чуть более 1 млн 400 тыс. человек. По данным областного управления по печати, в области зарегистрировано 118 газет, из которых регулярно выходят в свет более 70. Большинство общественно-политических изданий учреждено органами государственной или муниципальной власти. 29 районных и городских газет издаются Тамбовским областным государственным учреждением (ТОГУ) «Издательский дом «Тамбовская жизнь», получающем поддержку из областного бюджета. Суммарный тираж газет холдинга около 110 тыс. экземпляров. При этом самый большой тираж среди изданий холдинга у моршанской районной газеты «Согласие» — 11 тысяч экземпляров. Тираж официальной областной газеты «Тамбовская жизнь» — около 9 тысяч экземпляров. Большинство районных газет выходят 60-80 лет. Как говорят в управлении по печати, по уровню насыщенности печатными изданиями (количество экземпляров местных газет на 100 жителей), Тамбовская область 12-я в России. В управлении по печати отмечают, что во многих газетах регулярно публикуются острые социальные материалы.

Число печатных СМИ, не имеющих бюджетного финансирования, невелико, в основном это рекламные издания. Общественно-политических — единицы. Большинство местных газет — малотиражные и несовременные. Тиражи — от 2 до 4 тысяч экземпляров. Публикуют они в основном отчеты пресс-служб, репортажи о совещаниях и заседаниях администраций разных уровней, сканворды, гороскопы, кулинарные рецепты и советы садоводам.

Из действительно популярных газет в области остались лишь сетевые издания. К примеру, «Тамбовский меридиан» (тираж 37 тыс. экз.) — газета издательского дома «Провинция». Или региональное издание воронежской газеты «Житье-Бытье» (тираж — 36 тыс. экз.). В том же ряду — федеральные газеты «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты», выходящие с региональными вкладками.

Такие газеты могут позволить себе большую свободу слова, нежели местные издания. Здесь довольно часто публикуются материалы с острой критикой чиновников или местных авторитетных бизнесменов. Собкора официальной «Российской газеты» Е. Писарева многие считают «независимым журналистом», так как он часто позволяет себе критику в адрес местных властей. Воронежская редакция «Коммерсанта» также нередко публикует острые тамбовские материалы.

Что касается местных государственных газет, то они в большинстве своем выпускаются в ТОГУ «Издательским домом «Тамбовская жизнь». В нынешнем году издательскому дому предстоит работать по так называемому «социальному заказу от государства». Из бюджета будет оплачиваться лишь публикация той или иной информации, которую власти считают необходимой. В этом году на финансирование местной прессы в областном бюджете заложено 66,3 млн рублей (в 2005 году — 66,6 млн). В 2005 году выпуск одной из газет Издательского дома — «Новости» (некогда — приложение к «Тамбовской жизни») был приостановлен «в связи с малым тиражом и убыточностью».

Одной из самых известных частных газет является «Уездная жизнь», издающаяся в Никифоровском районе при поддержке местного сахарного завода. До недавних пор в Тамбове выходили частные газеты «Гала-клуб» и «Дом в Тамбове», но после того как редакторам предложили возглавить государственные газеты «Наедине» и «Город на Цне», частные газеты практически перестали существовать. Есть еще газета «Новая Тамбовщина», в числе учредителей которой нет органов власти, но тем не менее она полностью подконтрольна областной администрации. Да и создавалась она с целью популяризации губернатора Олега Бетина.

Интерес к федеральной прессе в регионе низок. В типичный тамбовский газетный киоск привозят по 4— 5 экземпляров «Известий», «Независимой газеты», «Коммерсанта», «Российской газеты», «Правды» или «Советской России». Чуть больше спрос на «Спорт-Экспресс», «Новую газету» — доставляют в киоски примерно по 20 экземпляров. А вот «Комсомольскую правду» ежедневно привозят по сотне экземпляров. Примерно такая же ситуация с подпиской. Население подписывается очень неохотно и, как правило, на местные издания. По итогам опроса, проведенного администрацией области, 60-70 процентов тамбовчан в целом доверяют местной прессе.

В области, по данным управления по информационным коммуникациям и телерадиовещанию, действует около 20 телекомпаний и около 10 радиостанций. В их числе — две региональные государственные телекомпании: филиал ВГТРК «Тамбов», финансируемый из федерального бюджета, и областная ТРК «Тамбовская губерния» (ТВ и радио «Новый век»), финансируемая из областного бюджета. В 2006 году на поддержку государственных радио и ТВ в областном бюджете заложено чуть более 23 млн руб. (в 2005 г. — чуть более 24 млн).

Эти компании являются активными игроками на рекламном рынке, за счет которого живут три городских частных телекомпании — «Олимп», «Полис» и «ВДВ». Последняя до недавних пор была одним из лидеров информационного вещания, а затем полностью от него отказалась, уволила журналистов (летом 2004 года) и сейчас занимается только производством и размещением рекламы. Все тамбовские телекомпании имеют федеральных сетевых партнеров, выпуская продукт собственного производства лишь в так называемых «региональных окнах».

Одна из проблем местных электронных СМИ — отсутствие хоть какой-то телеметрии и социологии. Популярность и востребованность той или иной программы, ее актуальность (а также «ценность» с точки зрения рекламы) можно оценить лишь при личном общении с телезрителями. Иногда появляющиеся в печати рейтинги, как правило, сомнительны. Из всех телекомпаний в целом предпочтительнее выглядит филиал ВГТРК «Тамбов», где достаточно стабильный журналистский коллектив и относительно высокий уровень зарплаты. Говоря о других телекомпаниях, стоит отметить одну тенденцию: здесь с удовольствием берут молодых, начинающих журналистов, которые горят желанием попробовать себя в деле и которым можно мало платить. Затем, набравшись опыта, эти ребята становятся перед выбором — продолжать дальше профессиональную деятельность за низкую зарплату, уехать в другой город или поменять место работы. Остаются те, которые ни уехать, ни найти другую работу не могут.

В Тамбовской области журналистика — вообще проблемная сфера. И в первую очередь — в кадровом плане. Многие руководители СМИ еще недавно к журналистике или медиабизнесу никакого отношения не имели и считают своей основной задачей — зарабатывать деньги. Зачастую зарабатывать они предпочитают не путем увеличения спроса на свою продукцию, а выбивая бюджетные дотации или спонсорскую помощь коммерческих или политических структур.

Непрофессионализм журналистов и стремление менеджмента СМИ зарабатывать на жизнь «непрофильным» путем — основные проблемы. Отсюда и крайне низкие зарплаты. В итоге молодые журналисты, почувствовав, что они более-менее овладели своей профессией и достигли профессионального и материального потолка, стремятся либо устроиться в пресс-службу какой-то крупной компании, либо, пользуясь приобретенными связями, стараются пробиться в чиновники. Понимая такую перспективу, многие предпочитают дружить с властями и не считают для себя возможным какую-либо критику в их адрес. Эта критика по тем же причинам не поощряется и руководителями СМИ.

Непрофессионализм — это только одна проблема, другая (еще более серьезная) — отсутствие квалифицированного менеджмента, способного обеспечить нормальную работу и финансовую независимость СМИ. При этом нельзя не отметить позитивные тенденции в развитии местного медиарынка,

в частности его значительный рост. За последние пять лет он вырос в несколько раз и в принципе позволяет существовать независимой прессе без всяких дотаций и бюджетных вливаний. Если в конце 90-х деньги от политической рекламы, от оплаченной агитации политиков были существенным фактором в бюджетах СМИ, а для некоторых они стали своеобразным наркотиком, то теперь многие стремятся уменьшить количество политической рекламы, отдавая предпочтение «чистой», коммерческой рекламе, что в общем-то позволяет СМИ быть независимыми.

В целом региональная пресса практически полностью управляема властями. Откровенно оппозиционных изданий нет, а если и могут прозвучать какие-то похожие на оппозиционные голоса, то они быстро утихают. О свободе слова в региональных СМИ можно говорить в разных аспектах. С одной стороны, пресса довольно часто поднимает острые социальные темы. С другой стороны, политические оценки или оппозиционная точка зрения, критика власти — это табу. Хотя сами чиновники иной раз чувствуют потребность в качественной прессе и критическом взгляде на свою работу.

Общество (зрители, читатели), похоже, не уверены в том, что им нужны свободные и независимые газеты или электронные СМИ. Далеко не все готовы голосовать за это рублем. Позиция такова: «Есть независимые СМИ — хорошо, нет — не очень хорошо, но что делать?» При этом вряд ли можно говорить о неплатежеспособности населения. Скорее всего, речь об отсутствии качественного продукта и, возможно, разочарованности людей в общественной роли прессы.

В свободе слова отчасти не заинтересованы и сами журналисты. Одни свою работу понимают как служение власти, другие рассчитывают на какие-то привилегии от власти или бизнеса, третьи не хотят конфликтов, четвертые просто не умеют ничего делать, кроме как писать по заказу. Чаще всего, когда у журналиста возникает вопрос — написать ли ему правду, не боясь конфликта, или умолчать, он предпочитает молчать. При этом мысль одна: а ради чего идти на конфликт и возможные моральные или материальные потери? Многие предпочитают трижды перестраховаться и не писать ничего, что могло бы быть, по их мнению, «неправильно» кем-то истолковано. В Тамбовской области зарегистрировано чрезвычайно мало судебных разбирательств с участием журналистов или случаев давления на СМИ. Причем, это отнюдь не свидетельство райской жизни прессы, а скорее — отсутствие полноценной жизни. В целом обстановку в СМИ, к сожалению, можно охарактеризовать как конформизм и приспособленчество. Случаи грубого давления на СМИ и журналистов на Тамбовщине бывают крайне редко.
Есть попытки отдельных чиновников что-то рекомендовать, например, какие, на их взгляд, важные мероприятия следует освещать, а какие — нет. Этим рекомендациям можно следовать, а можно и не следовать. Но многие предпочитают исполнять указания. Более агрессивна иной раз реакция властных структур на критику.

В некоторых тамбовских учреждениях есть пресс-службы, задача которых по идее — помогать прессе получать необходимую информацию. Но иной раз складывается впечатление, что некоторые пресс-службы созданы в большей степени для «охраны» своих организаций от журналистов. А журналисты, как правило, не знают своих прав, изложенных в Законе о СМИ, и не добиваются необходимой информации. Впрочем, и чиновники, похоже, тоже не ведают о существовании Закона о СМИ и правах журналистов. Получение информации от чиновника зависит, во-первых, от санкции его начальника, во-вторых, от личного знакомства с журналистом, в-третьих, от настроения, в-четвертых, все-таки от настойчивости журналиста.

Итоги опросов коллег по вышеизложенным проблемам достаточно характерны. Местная пресса, по мнению многих, не способна удовлетворить информационный голод, в ней нет серьезной аналитики и, как следствие, пресса остается невостребованной. Сами журналисты считают серьезной бедой стремление коллег угодить начальству, даже когда в этом нет необходимости. А, кроме того, привычку идти по линии наименьшего сопротивления, делая материалы с использованием лишь одного источника.

Коллеги отмечают еще один важный момент: можно опубликовать самый скандальный материал, но резонанса не будет — ни со стороны власти, ни со стороны общества, которое не воспринимает разоблачения даже самых вопиющих фактов. По мнению многих, в области не осталось ни одного СМИ, которое можно со 100-процентной уверенностью назвать независимым. Многие вынуждены идти на заключение формальных или неформальных финансовых договоров с государственными структурами либо коммерческими фирмами, и потерять эти контракты из-за эфемерной свободы слова не хочет ни один руководитель СМИ.

На вопрос, имеются ли трудности для журналистов в получении информации, ответы несколько разошлись. Одни считают, что основное препятствие — многочисленные и слабо информированные пресс-службы, которыми чиновники отгородились от прессы. Журналисты практически не пользуются статьей Закона о СМИ, дающей им право запрашивать и получать информацию в государственных органах, копировать документы и т. д. Другие уверены, что практически все структуры открыты и готовы предоставлять всю необходимую информацию. К тому же большинство местных газетчиков не имеет опыта журналистского расследования.

В итоге, говоря о свободе слова, надо заметить, что эта проблема в Тамбове не стоит очень остро, так как является лишь вершиной айсберга проблем, которые мешают развитию региональной прессы в целом. Среди них — неумение выстроить грамотную независимую финансовую политику, стратегию медиабизнеса. Плюс к этому опасение возможной угрозы бизнесу как со стороны властей, так и со стороны крупных корпораций, и невозможность защитить себя правовыми путями.

Беззащитными себя чувствуют как владельцы и менеджмент СМИ, так и рядовые газетчики. Вот и получается, что многим журналистам не нужна свобода слова, им нужно хоть какое-то рабочее место. Наконец, те журналисты, которые хотят работать профессионально, испытывают острую потребность в повышении своей квалификации. Сделать это в Тамбове весьма трудно. Пресса в области если и развивается, то преимущественно за счет изданий, «прописанных» в других регионах.