О центре

Пресса о ЦЖТ
К списку статей >>

Контакты











Читатель: как его привлечь и удержать

На семинар «Увеличение читательской аудитории», который для нижегородских районных и городских газет проводили пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области, Центр журналистских технологий (www.cjt.nnov.ru) и областной союз журналистов, я была приглашена в качестве эксперта. Но не столько учила сама, сколько училась у коллег.

Вопрос удержания и расширения читательской аудитории для меня не праздный — в последнее время сохранять тираж все труднее. Нижегородский рынок СМИ очень конкурентный — выступая перед участниками 59-го Всемирного газетного конгресса, Президент РФ привел такой факт: в 2005 году в Нижегородской области было зарегистрировано 147 новых газет и журналов. Десять лет назад «Биржа плюс карьера», специализированный еженедельник о рынке труда и образования, был единственным на этом сегменте рынка нижегородской прессы, сейчас же выходит десяток изданий со сходной тематикой. К тому же мало выпустить потенциально востребованное аудиторией издание, надо, чтобы его было легко приобрести. Так что, издателям приходится разбираться с подпиской и розничной продажей своих изданий. Если о взаимоотношениях с почтой «Журналист» писал не раз, то проблема с газетными киосками требует отдельного обсуждения в профессиональном сообществе — количество уличных точек продаж прессы сокращается не только у нас в Нижнем.

Своя доставка

Наш, «карьерский», читатель в большинстве своем — не подписчик, он не ленится ходить за газетой в киоск. Но мы можем его потерять, если как-нибудь он просто не найдет на привычном месте будку с газетами. Конечно, «почтовые» подписчики у нас есть — в основном, в районах области. (К слову, есть и очень важный для нас договор с «Почтой России» о розничной продаже газет в почтовых отделениях.) В Нижнем же подписчиков маловато — и тарифы почтовые не всем нравятся, и доставка не всегда удовлетворяет, и с ящиками беда, в общем, все, как у всех.

Поэтому наше агентство «Биржа плюс», издающее, кроме «Карьеры», «Биржу» (с приложением «Финансы»), «Биржу плюс свой дом» и «Биржу плюс авто», уже несколько лет развивает собственную курьерскую доставку в пределах Нижнего Новгорода и в нескольких близлежащих городах — Дзержинске, Арзамасе, на Бору. Безусловно, организация курьерской доставки — процесс для агентства затратный, зато полностью подконтрольный, и деньги ни с кем делить не надо. Для читателя это — тоже удобно: мы гарантируем доставку газеты до 12. 00 в день выхода по указанному адресу — домой, на место работы или учебы. К тому же подписаться на эту услугу можно с любого номера газеты на любой срок. Цена «Карьеры» при курьерской подписке дифференцирована: для «взрослых» и организаций — по 9 рублей 90 копеек (в киоске газета продается по 10 –11 рублей), для студентов и школьников — по 5. 50.

О ценах надо разговаривать

Стоимость курьерской доставки для разных категорий читателей указана в листовках, которые публикуются в издании, развешиваются в библиотеках, вузах, школах. Оказалось, что практически никто из читателей не выделяет из этого списка (в котором, на минуточку, всего три строчки) варианты с льготной ценой — их просто не видят! Выяснилось это случайно. Летом в редакцию за призами, выигранными нашими читателями-школьниками в конкурсе «Каникулы на пять!» почему-то приходили, в основном, папы. Выдавая приз, мы, как обычно, расспрашивали, где берут газету, да кто в семье что читает. Заодно, демонстрируя листовку, предлагали курьерскую доставку для школьника по льготной цене, объясняя, что это выгодно и нам. Рационально мыслящие папы не могли отказаться от такого предложения и немедленно оформляли «школьную» доставку.

Тогда мы сделали отдельную листовку для учащихся, раскидали ее по школам и библиотекам, и нам тут же начали звонить, спрашивая, давно ли такая акция проходит.

Вывод первый: лучше — три разных листовки, чем одна с тремя ценами. Вывод второй: с людьми надо разговаривать.

Поименно и пофирменно

Безусловно, для сохранения аудитории надо поддерживать качество издания, постоянно занимаясь контентом и дизайном. Но не менее важно систематически заниматься продвижением. Сегодня нам надо знать своего читателя, имеющегося и потенциального, поименно и пофирменно, тогда мы найдем к нему пути. Порой наше желание расширить аудиторию не согласуется с существующей демографической ситуацией (знание половозрастной структуры населения — вообще вещь полезная, которая позволяет корректировать содержание).

Часть наших читателей относится к категории «юриков» — юридических лиц. У них — своя «демография», которую тоже стоит отслеживать. Появилась на рынке новая компания — почему бы ей не предложить подписку на наше издание? Для нас весьма результативной оказалась работа по подписке на предприятиях общепита: ряд кафе выписали по нескольку десятков экземпляров газеты, чтобы посетители могли почитать за чашкой кофе — эту акцию мы назвали «Завтрак с «Карьерой». Возможно, кто-то впервые увидит нашу газету в кафе, будем надеяться, заинтересуется…

Газета-путешественница

А еще мы решили поискать новых читателей с помощью известной технологии «БукКроссинг» (прочитай и передай другому). Так появилась акция «Отправь «Карьеру» в путешествие». На подведении итогов краеведческого конкурса мы предложили читателям-победителям подарить нашу газету нечитателям — знакомому, соседке, попутчику в метро…Пусть прочитают и, если не жалко, передадут дальше. Словом, надо было пустить газету по рукам. На каждую такую «Карьеру», отправляющуюся в путешествие, был приколот желтый купон с объяснением правил: мы просили каждого нового читателя позвонить или послать мейл нам в редакцию. Тот, кто отправит газету в самое дальнее путешествие (географически или по количеству читателей), получит приз — книгу, диск, билеты в кино.

Потом мы стали предлагать отправить «Карьеру» в путешествие посетителям редакции. Подведем первые итоги: 80 газет ушли в плавание, более 30 новых читателей откликнулись. Самый дальний путь оказался из Нижнего в Сочи, наибольшее количество прочитавших один номер — 6 человек.

Можно констатировать, что это — игра, в которую пока играют не без удовольствия.

Из писателей — в папарацци

Еще пару лет назад, проводя семинары для коллег на тему увеличения аудитории, я взахлеб рассказывала о «карьерских» конкурсах для читателей. Конкурсы — наша фирменная фишка, мы придумываем их много: от нескольких блиц-состязаний с нехитрыми призами типа книг или CD в каждом номере до больших познавательных проектов с серьезными наградами вроде компьютера. Долгое время конкурсы собирали большое количество участников (150 — 300) и реально поддерживали интерес читателей к изданию. Сейчас мы отмечаем, что число конкурсантов резко, порой вдвое, снижается, причем независимо от предложенной темы и выставленного приза. Все меньше приходит писем с рассказами, а ведь совсем недавно все читатели хотели быть писателями. Зато сегодня народ охотно фотографирует, засыпая редакцию сотнями снимков.

То есть конкурсы пока как-то работают, но без прежней эффективности, надо искать новые их формы.

Задаем маршрут: интернет — газетный киоск

У «Карьеры» неплохая интернет-версия. На нашем сайте (www.birzhaplus.ru/kariera) выложены все редакционные материалы газеты, начиная с самого первого номера, с января 1996 года. Сайт собирает солидное количество посетителей. Рекламные материалы тоже появляются в сети — при условии, что это оплачено рекламодателем. Между тем специфика «Карьеры» такова, что реклама — важнейшая и наиболее востребованная читателем часть газеты. Читатель отдает свои деньги не только за то, чтобы прочесть захватывающие тексты наших журналистов, он хочет найти по газете работу или выбрать учебные курсы. Совсем недавно мы придумали такой ход — стали размещать на на сайте список 25 —30 самых высокооплачиваемых вакансий номера с отсылом на те страницы газеты, где опубликованы объявления с дорогими предложениями о работе. И приписочку делаем: «Газету можно купить там-то, можно выписать — на почте или курьерской доставкой. Звоните, пишите…»

Пока трудно судить, побежал ли наш заинтересованный интернет-читатель за бумажной газетой. С уверенностью можно сказать, что список дорогих вакансий становится одним из «гвоздей» номера — тому подтверждение интернет-статистика.

Мы — ваши

А теперь о том, чем поделились на семинаре коллеги. Важно регулярно встречаться с читателями и напоминать о себе.

Газета «Родная земля» Дальнеконстантиновского района вот уже несколько лет проводит конкурс «Человек года». Героев по трем номинациям — производство, социальная сфера, муниципалитеты — выбирают сами читатели. А в День печати дальнеконстантиновские люди года получают призы с логотипом газеты. Совместно с советом молодежи газета организует конкурс «Мисс района». «В районном Доме культуры яблоку негде упасть,–рассказывает главный редактор Антонина Кулакова. — В газете до этого публикуются снимки красавиц, читатели голосуют, определяя свою симпатию. Конкурс ведет журналист «Родной земли», а красавицы выходят в платьях, которые смастерили из газеты».

«Арзамасские новости» в этом году на городском празднике Масленицы устроили турнир по метанию валенка. «Мы просто дружили и веселились — и с теми, кто подпишется на нашу газету, и с теми, кто газет на дух не переносит»,–говорит главный редактор Александр Михайличенко.

Хранить вечно!

Стоит выделить серьезную акцию «Арзамасских новостей», проводимую к 60-летию Победы. Редакция сделала 15 фотографий семей арзамасских ветеранов. Для съемок приезжали из других сел и городов родственники, которые, может, если бы не газета, и не собрались бы вместе никогда. «Снимки украсили газетные полосы, а в увеличенном полноцветном варианте в рамке под стеклом с надписью «Хранить вечно» торжественно были вручены фронтовикам», — рассказывает А. Михайличенко. — В подобных акциях мы не рассчитываем на немедленную отдачу. Нам важно сказать читателям: «Мы — ваши»

Бонус для подписчика

Газета «Арзамасская правда» проводит конкурс «С днем рождения!», участником которого становятся только подписчики. Любой подписчик может в месяц, когда родился, заполнить конкурсный купон и прислать его в редакцию. Призовой фонд — два подарка и шесть небольших денежных призов. «Расход — небольшой, но читатели участвуют с удовольствием, — рассказывает главный редактор Светлана Полушкина. — Все приходящие получать подарки — впоследствии наши друзья. Заносим в нашу компьютерную базу их имена, адреса, сведения об увлечениях, выслушиваем советы и замечания. Им приятно — нам полезно». В умных книжках это называется «программа повышения клиентской лояльности».

Коротко и мобильно

Теперь — о молодой аудитории — той, за которой будущее и которая не очень-то рвется читать газеты. Я убеждена, что наш главный конкурент — не другая газета, не глянец и даже не телевизор, а мобильный телефон. Именно мобильник сегодня — основной источник информации для молодых. Поэтому газетам приходится «приручать» молодежь, используя молодежные способы общения. «Арзамасская правда», к примеру, устраивала конкурс на самую интересную SMS-новость, а призом была небольшая сумма на номер победителя. «Полная анонимность молодых устраивает, — комментирует главный редактор Светлана Полушкина. — А на День влюбленных мы провели конкурс SMS-признаний в любви. Получили около 200 сообщений, многие послания опубликовали. Победитель получил в награду романтический ужин на двоих».

Практикует обмен SMS-посланиями и «Родная земля» в своем ежемесячном приложении «Молодежный вестник». А вот наша такая продвинутая «Биржа плюс карьера» пока только примеривается к использованию мобильных сервисов…























Контактная информация:
Телефон: (8312) 35-73-85
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright © 2004